автор:
Екатерина Довгалёва, Кристина Ганиева
28 июня 2024
Это история любви и страсти молодой женщины Катерины Измайловой. Сочетание этих чувств становится опасным инструментом и приводит к преступлению.
Расширение горизонтов
Спектакль стал большой премьерой 91-го сезона Камчатского театра драмы и комедии. Он вырос из небольшого эскиза, который стал итогом работы театральной лаборатории «Актуализация классики», проходившей совместно с Театром Наций в Петропавловске-Камчатском со 2 по 12 октября 2022 года.
Успех этой инсценировки помог ей стать большим полноценным спектаклем. И 15 октября прошлого года «Леди Макбет Мценского уезда» открыла новый театральный сезон на Камчатке.
Спектакль претерпел ряд изменений, но его основа – взаимоотношения главных героев, осталась неизменной. Изменились условия происходящих событий. Изначально это был концерт заключенных на зоне. Группа опасных рецидивистов разыгрывала сценку, примеряя на себя все роли и рассказывая историю Катерины Измайловой. Но в финальной версии спектакля тема концерта – не условия развития событий, а фон в виде фестиваля «Калина красная», который идет контрапунктом с сюжетом Лескова. Катерина, Сергей и другие персонажи стали самостоятельными действующими лицами.
Причем двух главных героев, которых любовь приводит к печальным последствиям, мы можем наблюдать в трех временах: в прошлом, в настоящем и в будущем. «Три» Катерины и «три» Сергея «закрепились» на этапе эскиза. Неизменными в своих первоначальных ролях остались Анастасия Божевская, Екатерина Пивинская, Полина Захарова, Степан Камелин, Роман Михайлов и Алексей Высторопец. Каждый из них помогает глубже понять героев, посмотреть на них с разных сторон, что в итоге дает возможность собрать цельную объёмную картину.
Немного изменилась музыкальная сторона спектакля: расширили тему тюремной романтики, добавив больше шансона. Это как раз можно услышать на фестивале «Калина красная».
Изначально эскиз поставили в камерном пространстве: зрители сидели на авансцене. Сейчас же спектакль рассчитан на большую сцену.
От полуострова до острова
«Леди Макбет Мценского уезда» показали в Чехов-центре, когда до финала двухнедельного фестиваля оставалось несколько дней. Однако подготовка к созданию художественного пространства на большой островной сцене началась как минимум месяцем ранее. Тогда, в конце мая, Камчатский театр драмы и комедии после детального обсуждения сценографии с принимающей стороной отправил декорации на Сахалин.
Одной из непростых задач стала транспортировка четырёхметровой берёзы, – поделилась руководитель литературно-драматургической части камчатского театра Ольга Водясова. – Но нашему заведующему художественно-постановочной частью удалось решить возникшие трудности.
Высокое дерево – элемент придуманного мира, созданного художником Алексеем Лобановым. За время двухчасового спектакля зритель вместе с героями успевает побывать в разных локациях. С помощью поворотного круга действие переносится из скудной комнаты следователя в богатый купеческий дом с двориком, а из зала суда – с высокой кафедрой и голыми лавками – в концертный клуб с тяжёлыми кулисами из красного бархата. Значительную часть представленной истории составляет этап заключённых. Маршрут каторжан освещает луна с ярко выраженными кратерами, меняющая облик за счёт игры света из светлой в кроваво-красную.
V Фестиваль театров Дальнего Востока стал первым гастрольным пунктом для камчатской «Леди Макбет Мценского уезда».
Радушный приём
Команда камчатского театра, возможно, одна из самых многочисленных, прилетевших на Сахалин в рамках фестиваля – сорок пять человек. Это двадцать четыре артиста, режиссёр, завлит и специалисты цехов.
Чехов-центр не только взял на себя все расходы, но и помогал на каждом этапе: от начала переговоров и до возвращения артистов обратно на полуостров. Камчатский театр привез с собой четырёх монтировщиков и одного столяра. Но, чтобы справиться с таким количеством декораций и сложных сценических решений, потребовалась помощь сотрудников Чехов-центра: костюмеры привели в порядок ровно сто костюмов, а местные специалисты по звуку, свету и видео помогли сделать так, чтобы зрителям стали доступны все режиссерские замыслы.
«Леди Макбет Мценского уезда» технически сложный спектакль, поэтому без помощи принимающей стороны ничего бы не получилось. Благодаря большой совместной работе гости фестиваля смогли познакомиться с самым восточным театром России.
Вечное и настоящее
Каждый из нас – Сергей, и каждая – Катерина, – говорит режиссёр Юрий Квятковский. – Любовь – это ведь опасное оружие, которое может попасть к любому человеку, а в руках «неумехи» привести к катастрофе.
Для Катерины Измайловой сильное чувство становится разрушающим. Охваченная страстью, молодая женщина готова пойти на многое, даже на преступление. В вопросах любви нет места принципам, – так считает героиня, подтверждая это своими действиями.
По словам завлита камчатского театра, сюжет «Леди Макбет Мценского уезда» востребован во все времена, поскольку поднимает вечно актуальные вопросы. Что делает с человеком безрассудная любовь? Как за неё расплачиваться? История душераздирающей страсти Катерины Измайловой будоражит нас и побуждает задуматься о том, насколько нравственно или безнравственно мы готовы поступить в той или иной ситуации.
На юбилейном, V Фестивале театров Дальнего Востока, громким и запоминающимся стало высказывание Юрия Квятковского и труппы Камчатского театра драмы и комедии.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.