автор:
Кирилл Краснов, Марина Шиян
21 октября 2024
Новосибирский музыкальный театр – один из ведущих музыкальных театров России, в чьем репертуаре присутствует классика оперетты, музыкальные комедии, современные мюзиклы и спектакли для детей. Переговоры по организации гастролей в Южно-Сахалинске шли долгое время: то пандемия нарушала планы, то фестивальная деятельность не позволяла определить точные даты. На Сахалин команда из Сибири, в которой 70 человек, приехала сразу же после Пятого фестиваля новых музыкальных проектов «Другие берега», где новосибирцы принимали лучшие спектакли в жанре мюзикла ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
По словам директора Новосибирского музыкального театра Леонида Кипниса, при составлении афиши было принято решение не везти на Сахалин оперетты. Чехов-центр сейчас и сам активно осваивает этот жанр. Поэтому выбор остановили на легких музыкальных комедиях и мюзиклах.
«Мы привезли вам музыкальные комедии, изюминки нашего театра. Это то, что сегодня нужно любому зрителю, независимо от его интеллекта и образования. Когда человек приходит в театр и просто получает удовольствие», — рассказал Леонид Михайлович.
Для показа на сахалинской сцене спектакли выбирались совместно с директором Чехов-центра Татьяной Корнеевой. От нескольких пришлось отказаться, так как спектакли имеют слишком объемные декорации. Также сибирский театр заменил живое музыкальное сопровождение на фонограмму из-за малого размера оркестровой ямы в Чехов-центре. Но, несмотря на некоторые сложности, гастрольная афиша получилась разнообразной и интересной.
«Мне кажется, это должно быть сногсшибательно. Давайте в финале наших гастролей посмотрим, подвел мой вкус нашего сахалинского зрителя или нет», — предложила Татьяна Корнеева на пресс-конференции, посвященной началу гастролей Новосибирского музыкального театра.
По реакции зрителей можно сделать вывод, что директор Чехов-центра отлично знает, что нужно сахалинцам. За неделю на островной сцене новосибирцы показали четыре спектакля. И, несмотря на знакомые названия, каждая постановка приятно удивила зрителей. Например, мюзикл «Римские каникулы», основой которого стал известный фильм с Одри Хепберн и Грегори Пеком в главных ролях, сохранил атмосферу черно-белого кино и дал надежду на счастливый финал. Мелодраму «Бесприданница» создатели превратили в детектив. Трубадур и его команда стали обаятельными хиппи из 1970-х. А комедия «Любовь и голуби» не уступила своему киношному «товарищу», добавив ему музыкальности. Островитяне всегда с огромной благодарностью и уважением встречают приезжих артистов. Этот раз не стал исключением — каждый показ завершался бурными овациями и криками «Браво!».
Первым представили спектакль «Римские каникулы» (композитор Андрей Кротов, либретто Нонна Кротова, режиссер Филипп Рaзeнков). Это классическая голливудская LoveStory двух красивых молодых людей в декорациях современного Рима, сюжет которой в том или ином виде встречается в десятках произведений.
Она — принцесса Анна (актриса Анна Ставская), словно тисками зажата со всех сторон нормами этикета, суровой графиней-надзирательницей и карикатурными агентами службы безопасности в черных плащах и шляпах. Ее жизнь серая и невыносимая, лишенная любых радостей — все это подчеркивается с помощью черно-белой гаммы костюмов и декораций. Представлен хорошо очерченный образ замученной протоколами молоденькой девочки с зачатками бунтарства. Он — простой журналист (актер Александр Крюков), попавший в трудное финансовое положение. Вся история закручивается на фоне декораций узнаваемых уголков Рима. По счастливой случайности журналист и принцесса встречаются и окунаются в суету городского праздника с итальянским колоритом. Безумные и красивые массовые танцы, представление на рыночной площади с юбками-разлейтайками и статными итальянскими мачо. Серые костюмы сменяются красочными, реквизит тоже начинает пестрить и привлекать внимание. Не обошлось и без стереотипной супружеской парочки с десятком ребятишек. Сделаны они по-доброму, с долей юмора и иронии. Колоритно ругаются, все вместе веселятся, смотрят футбольный матч, стирают белье и отыгрывают еще много клише о местных жителях. Музыкальные композиции помогают превратить действо в запоминающееся свидание на фоне всеобщего праздника. Пара действительно получилась красивой и словно сошедшей с экрана какого-нибудь «Ла-Ла Ленд». Сюжетная арка незатейливая, но ярко раскрашенная запоминающимися песнями и танцами, смотрится отлично. Пара композиций точно запомнятся после этого вечера.
Следующий спектакль — самая настоящая театральная классика. «Бесприданница» Островского (композитор Ефрем Подгайц, либретто Лев Яковлев, режиссер Василий Заржецкий). Превращение такого известного драматургического произведения в мюзикл — ход довольно интересный, тем любопытнее было его увидеть.
Все действо, как и в пьесе, разворачивается на набережной реки Волги. Только цветовое и композиционное решение декораций отсылает не к кафе в знойный летний день, а скорее к темным улочкам из романов Достоевского. Драму Островского разнообразили не только музыкальными и танцевальными партиями, но и композиционно завернули ее в допрос. Сюжет нарезан на эпизоды-воспоминания Юлия Капитоновича (актер Василий Халецкий), а следователь (актер Михаил Полубоярцев), спроецированный на весь задник, допрашивает его в промежутках между музыкальными номерами. Каждый отрывок как будто должен поведать мотив для преступления того или иного действующего лица. Несчастный обвиняемый Карандашев, который взирает в пустоту, обхватывает колени руками на протяжении некоторых эпизодов, вызывает жалость и сеет зерно сомнения в абсолютности своей вины. В дополнение к этому как бы случайные выстрелы, звучащие в конце каждого эпизода, подводят нас к мысли, что все подозреваемые приложили руку к горькому финалу. Режиссер с помощью другой оптики предлагает нам поближе рассмотреть как бы формально невиновных участников действа. Дополнительный слой вскрывает и прекрасный, в сущности, не самый важный персонаж Робинзон (актер Александр Крюков). В своей смешной пародии на известный монолог Гамлета, он всем нам говорит о важности каждого принятого решения и его последствиях. Итог мы все знаем, но финальный выстрел, как в литературной основе, не гремит. Все выстрелы уже прозвучали по ходу действия, каждый повинен в том, что случилось. А в конце убиенная Лариса Дмитриевна смотрит на цыганку – параллель с финалом из фильма «Табор уходит в небо» напрашивается сама собой.
Не забыл МузКом и о маленьких зрителях — на остров привезли любимых, наверное, даже в большей степени старшим поколением, «Бременских музыкантов». Сам материал постановки уже изначально сделан в жанре музыкальной сказки композитора Геннадия Гладкова. Авторы либретто Василий Ливанов и Юрий Энтин, а режиссером мюзикла для маленьких зрителей выступила Татьяна Безменова.
Сюжет и песни этой вневозрастной истории знакомы всем без исключения. На спектакль, кажется, пришло едва ли не больше взрослых, чем детей. А чей-то взрослый отец по соседству со мной подпевал почти все песни, в отличие от не очень заинтересованного сына. Причудливая свита прекрасной принцессы в черно-белых платьях-пироженках и такой же чудаковатый король, одетый словно по эскизам из черно-белых комиксов. И, конечно, ярчайшая пятёрка музыкантов, раскрашивающая и раскачивающая все это чопорное черно-белое королевство. Не обошлось и без бандитов, здесь самым главным шоком будет атаманша, превращенная режиссером в атамана. Ход интересный, особенно когда он же становится и сыщиком. История в целом оставлена без изменений, он и она влюбляются, их разлучают, и они снова встречаются. Песни звучат очень здорово и исполнены очень качественно, декорации пусть и сказочные, но они четко и образно обозначают происходящее. Мне показалось, спектаклю только не хватает энергии и работы на зрителя. Ведь примерно половина зала — это маленькие дети, которые легко переключают свое внимание, если им что-то не интересно. Спектакль порой жил своей жизнью, а часть энергии не доходила до зала и ощущалась какой-то безадресной. Но история за счет отлично исполненных всеми любимых песен все же вызывает восторг и заставляет улыбаться.
Завершающим аккордом стал музыкальный спектакль по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Именно по ней был снят тот самый известный советский фильм. Композитор Андрей Семёнов, автор либретто Сергей Плотов, а поставила на сцене любимый многими сюжет известная сахалинцам Сусанна Цирюк. Ее мюзикл «Алые паруса» — настоящий хит Чехов-центра.
Отдельно стоит отметить декорации, созданные Кириллом Пискуновым. На сцене дом-сарай и голубятня-маяк, танцплощадка, мотоцикл, помост у речки, и, конечно, голуби. Художник смог найти удачный баланс между очень подробным реалистичным оформлением сцены и абстрактной условностью. Декорации разворачиваются и меняются, и во многом способствуют различным ассоциациям и дополняют образы деревни и курорта. Вася Кузякин (актер Александр Крюков) простой деревенский парень, по большому счету такой же, как в фильме. Жители деревни одеты в одинаковые серые телогрейки, и цветовая гамма первой части спектакля довольно угнетающая. А для Раисы Захаровны (актриса Алина Шайхеева) нашли отличные от образа, созданного Людмилой Гурченко, нюансы. Ее воплощение сильно напоминает известную роль Светланы Светличной «Не виноватая я…» из «Бриллиантовой руки». Этакая коварная змея-искусительница, что выглядит интересно. Без Василия в деревушке жизнь идет своим чередом, пьют и ревут, ревут и пьют. Сцена с пятиминутным бабьим воем утомляет уже на второй минуте, но что есть, то есть. Воссоединение Василия с женой (актриса Светлана Склёмина) на речке — былые чувства и молодецкая страсть снова вернулись к семье Кузякиных — все так же, как в кино. В кульминационный момент все серое снова становится ярким и красочным. Музыкальное воплощение получилось самобытным за счет необычных красок, найденных в лирических и веселых песнях, но вот драматические моменты оставлены практически в тех же коннотациях, что и в известном фильме. Получилось здорово, но мне кажется, что чуть больше эксперимента в образах героев пошло бы только на пользу этому спектаклю.
«Сахалинский зритель никогда не обманет. Он может вежливо поаплодировать, если не понравилось. Но те овации, в которых сахалинцы искупали сибирскую труппу, говорят сами за себя. По 10 минут, а то и больше, зрители не отпускали артистов со сцены», – подытожила Татьяна Корнеева.
На финальном показе министр культуры и архивного дела Сахалинской области Нонна Лаврик вручила директору Новосибирского музыкального театра благодарственное письмо и пригласила вновь посетить Южно-Сахалинск с гастролями в 2025 году.
«Нонна Владимировна со сцены озвучила решение, что на следующий год необходимо запланировать гастроли Новосибирского музыкального театра. Конечно же, мы начнем обсуждать это в ближайшее время. И есть один спектакль в их репертуаре, который мы точно хотим привезти – это весенняя премьера «Два капитана», – поделилась планами директор Чехов-центра.
Руководство и труппа Новосибирского музыкального театра тоже остались довольны прошедшими гастролями. Сибирский театр часто показывает свои спектакли в других городах и даже странах, и везде их встречают доброжелательно и с большим интересом. По словам Леонида Кипниса, новосибирцы переживали за реакцию зрителей, ведь сахалинцы, воспитанные драматическим театром, привыкли к литературным сюжетам и глубоким смыслам. Но легкий музыкальный жанр оказался не чужд островитянам.
«Я был в зале практически на каждом спектакле и видел, какое ошарашивающее впечатление мы производили на зрителей. Они реагировали очень бурно, живо, ярко», –поделился впечатлениями директор музыкального театра.
Гостей из Новосибирска восхитили не только сахалинские зрители. Островная природа тоже не оставила их равнодушными.
«Мы получили огромное удовольствие от того, что побывали в таком красивом, солнечном месте, где и душа отдыхает, и хочется работать и творить», – подытожил Леонид Михайлович.
Отметим, что гастроли Новосибирского музыкального театра прошли при поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области.