автор:
Елена Войтенко


29 июня 2024

Виктор Рыжаков: «Театр — великое достояние человека»

Профессор Школы-студии МХАТ о своем видении театральных процессов и взглядах на современную драматургию

Пятый фестиваль театров Дальнего Востока приближается к финишной прямой. Зрители уже успели посмотреть большую часть спектаклей, побывать на обсуждениях и других фестивальных мероприятиях. 22 июня на Новой сцене Чехов-центра состоялось важное событие: студенты четвертого курса актерского факультета Школы-студии МХАТ представили спектакль «Рассказ о многих интересных вещах», собранный по результатам театрального исследования жизни и творчества Андрея Платонова. После спектакля мы встретились с художественным руководителем Фестиваля, профессором Школы-студии МХАТ, режиссером Виктором Анатольевичем Рыжаковым, который является и руководителем этого выпускного курса. Мы побеседовали с ним – о его студентах, об идентичности дальневосточников, о современных театральных процессах и многом другом.

Виктор Анатольевич, сегодня перед спектаклем Вы говорили, что студенты сами выбрали направление и захотели приехать на Сахалин в рамках «Больших гастролей». Почему так и какой еще у них был выбор? 

Мы всегда обо всем советуемся. Прихожу и спрашиваю: «Большие гастроли предлагают поехать куда-нибудь со спектаклями. Куда поедем?». Ответили: на Сахалин или Камчатку – словом, далеко-далеко от Москвы! Еще были мысли о Якутске, Магадане, Владивостоке, очень хотели на Байкал, например, в Бурятию. Но победили те, кто говорил, что до Байкала мы ещё доберемся, а на Сахалин самим может быть больше никогда в жизни и не попасть.

Лично для вас было важно привезти ребят именно сюда, на Дальний Восток?

Безусловно. Это же историческое событие для них, которое останется в памяти на всю жизнь. Целое путешествие, о котором они будут рассказывать с гордостью: я был на Дальнем Востоке, был на Сахалине! Думаю, не больше десяти процентов населения России, смогли побывать в этих уникальных краях.

Из каких городов ребята собрались на вашем курсе? 

Туапсе, Краснодар, Самара, Саратов, Пермь, Челябинск, Орск, Красноярск, Кемерово. Самый восточный город— Улан-Удэ. Остальные из Санкт-Петербурга и Москвы.

Видите ли вы по абитуриентам, из каких городов они приехали? 

Иногда, это очевидно, но мы скорее пытаемся разглядеть в каждом из них интересного любопытного Человека, а не угадать его географическое место рождения. По-моему, когда в жизни мы встречаем самого близкого человека, например, друга, мужа или жену, мы и не задумываемся из какого он места, деревенский или городской, иностранец или россиянин. Мы вглядываемся и очаровываемся человеком, а потом уже разбираемся с его происхождением. Влюбляешься, а уже потом оглядываешься и понимаешь: «Вот тут я и попал… Любовь моя из Индии (смеётся)… Получается, теперь придется на хинди заговорить?!». И будешь, конечно же, узнавать что-то про эту новую для тебя страну, про ее культуру, людей. И это, конечно же, сделает твою жизнь богаче, расширит твое представления о человеческом мире. Студенты Школы-студии из самых разных уголков России, со своими особенными культурными, духовными и семейными традициями. Всё это невероятно интересно и важно для нас. За четыре года они прирастают друг другом, щедро делясь своими жизненными историями и ценностями, познавая, постигая, изменяясь и взрослея.

Видно ли абитуриентов из маленьких городов?

Бывает видишь человека и понимаешь, что он из какого-то небольшого местечка, чем-то невидимым отличается от других… Как-будто ему чуть-чуть любопытнее жить на этом свете, он еще не научился прятать своё удивление, он более открытый, что ли… Жители больших городов более практичные, сдержанные, будто всё повидавшие. Как будто налет взрослого цинизма незаметно покрывает человека защитной плёночкой… Конечно, социальная среда очень влияет на каждого человека, как и его семейные, национальные корни. Заметили, как здесь говорят: мы — дальневосточники, мы — сахалинцы! И это не хвастовство, а скорее гордость за свое родное место, гордость за то, что имеем здесь что-то такое особенное, чего нет у других. И гостеприимны, дружелюбны, и могут щедро поделиться тем, что есть здесь самое лучшее, неповторимое.

Дальневосточники гордятся своей принадлежностью к региону. Вы ведь тоже дальневосточник, родом из Хабаровска. Эта «дальневосточность» в вас осталась? 

Да, я родился и первые годы своей жизни прожил в Хабаровске и, конечно, часто вспоминаю свое детство, память сохранила многое: и про снежную зиму, и про жаркое лето и больших комаров, и про школу, и закадычных друзей… Значит «Дальневосточное» есть, никуда от этого не денешься… Люди, которые когда-то жили здесь и сейчас еще живут — и есть моя любовь и моя память. Когда задумывался этот фестиваль, мы с Евгением Витальевичем (Мироновым, руководителем программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, прим. ред.) фантазировали про его будущее. Он и предложил: «Слушай, ты же родился там, давай продвигать это дело вместе!». И разговор этот состоялся как раз на Сахалине, в 2018 году на фестивале Территория. Вот и получается, что идея будущего фестиваля театров Дальнего Востока здесь проросла и моими корнями тоже. Всё это началось благодаря появлению президентского гранта развития культуры Дальнего Востока. Вот так мы и оказались в самых активных его рядах. Рад, что есть теперь возможность сюда приехать по серьезному делу, может и пользу сможем принести, помочь коллегам, поделиться своим профессиональным и человеческим опытом.

В чём вы видите развитие регионального театра сейчас? 

В интеграции, обмене опытом и тесной коммуникации между профессиональными институтами. Внимание к Человеку должно оставаться главным приоритетом развития. В нашей культуре, в нашей драматургии, литературе, поэзии всё есть. Нам надо только не потерять способность слышать и понимать друг друга, бережно относиться друг к другу… Как однажды про театральный фестиваль сказал Резо Габриадзе: «…всё это нужно для того, чтобы не прерывалась связь времен». И театр для этого нужен… Как документ, рассказывающий о Человеке во все времена. Спасение в одном — мы должны учиться быть вместе: общаться, спорить, соревноваться, критиковать, делиться, радоваться и горевать…но вместе. Поэтому так важен и наш театральный фестиваль, связывающий такие большие территории и национальные культуры, такое большое количество замечательных творческих людей.

Региональные театры очень разные и иногда они находятся в стагнации. Как их вытащить из этого состояния?

Давайте, посмотрим на нашу страну, как на огромный мир, каждый отдельный регион — отдельный особенный край. Важно почувствовать свою идентичность, важно, чтобы люди гордились своим краем, чтобы не было уничижительности, зацикленности только на трудностях и неудачах, которые всегда сопровождают человека. Важно общаться и обмениваться, открывать и открываться. В каждом месте есть свои герои… Художники, творцы — люди опаленные и окрыленные творчеством. Это люди беспокойные, любопытные, увлекающиеся, познающие, что-то все время преодолевающие, придумывающие что-то новое и важное. Как в дневниках у Льва Николаевича Толстого записано: «будущего нет, его творят…» Вот это и есть задача молодого поколения: творить свое будущее вместе, бескомпромиссно отстаивая право быть живым Человеком.

Согласна! Но существует такая проблема, озвученная театроведами, как старение зрителя.

Убежден, что театр — дело семейное. Ходить в театр важно всей семьей и не делить искусство на детское и взрослое, это же как книжки читать… У искусства нет границ! Когда вы всей семьей смотрите «Ёжика в тумане», почему-то никто даже не задумается, для кого это создано. Потому, что там про те же вечные вопросы, которые задают себе люди в любом возрасте и нет никакого разделения на взрослых и детей. Настоящее художественное высказывание не может быть не услышано. Все лучшие русские сказки или «Гарри Поттера», «Властелина колец», да хоть «Винни Пуха» читают и понимают все — и взрослые, и дети. 

Если говорить о современной русской драматургии, то какие главные имена Вы сегодня бы могли отметить?

В драматургии, как и в жизни, не бывает главных имен. Каждое имя для кого-то самое важное… В театральной же жизни есть такой серьезный процесс выращивания, в котором главное — создание творческой среды. Любой всплеск в драматургии прежде всего создает общее поле серьезного дискурса. Именно тогда возможно появление какой-то совершенно новой пьесы, текста, как-то по-другому осмысляющего время… Нужны все пишущие люди, ведь это процесс, двигающий общую мельницу… А чей текст в результате станет нарушителем общепринятого, причиной всеобщего волнения — вопрос открытый. Важен сам процесс авторского осмысления, свидетельства времени, людьми пишущими именно сегодня, бесстрашно переплавляя свои тексты языком театра. Театр этим и живет, этим опаляется, через драматургов ощущает изменение времени. Через современную драматургию театр способен обновляться и осваивать новый язык времени. Театр, как вы сказали, более консервативная структура: все сидят на одном месте годами, переживают, пережевывают созданное. А драматурги – они как пчелы облетают все леса и поля и приносят новую интонацию, новый язык, снимают эту, если хотите, незримую пыльцу нашего времени.

Интересное сравнение!

Да-да… Важен сам процесс этого опыления. Пчёл огромное количество, а кто из них медоносит, кто останется в истории — пчела Майя или еще какая-то другая – вопрос второй. Мы живем сегодня и нам сегодня написанное важно. Кто-то будет уникален — останется на века, а кто-то…. Уникальность драматурга в том, что он способен разъять и вновь соединить время. Он способен увидеть и расслышать то, что не способны разглядеть обычные люди.

Драматургические тексты сегодня очень разные, много экспериментальных. Как рядового зрителя подготовить к этому высказыванию?

Нужно больше общаться, представлять новые пьесы, вместе из читать, обсуждать, встречаться с авторами… Зрители готовы к общению и понимают, что мир уникален тем, что состоит из разных, совершенно непохожих друга на друга людей…Если все будут вокруг только такими, как его родственники, одноклассники и сослуживцы, тогда – чокнуться можно. Мир многообразнее и интереснее нас самих. Театр не должен быть местечковым, пытающимся только угождать зрителям. Разговор в театре важно вести на равных, не стоит бояться зрителей, ведь они готовы к творчеству не меньше, чем мы. Поэтому в театр и приходят…Приходят со своими вопросами, переживаниями и думами о человеческой жизни… Приходят поделиться, прислушаться к жизни через театр…

Тогда будет логичным такой вопрос. Кто кого воспитывает: театр зрителя или зритель театр? 

Воспитывает — это, наверное, неверное слово. Людям важно услышать друг друга. Театр и помогает развивать такой слух… Способность сострадания, коллективного переживания, сопричастности к великой мировой истории, к своим культурным корням, человеческой памяти…Театр — это взаимопритяжение…

Если образно сравнивать с семьей, то тут могут быть детско-родительские отношения между зрителем и театром. Грубо говоря, мать столько ночей не спала, растила ребенка, а он, видите ли, экспериментирует!

Конечно, я же не хочу, чтобы моя дочь пробовала наркотики и прочее, прочее… Но тогда я обязан создать среду, в которой ей со мной, с нами взрослыми будет интересно. Не привязать назиданиями и запретами, а общаться. Уметь слышать ребенка, увидеть в нем другого самостоятельного нового человека. Если человеку больно или неинтересно с тобой жить вместе, он уйдет и выберет себе место, где ему комфортнее и интереснее. Театру важно общаться со зрителем, говорить: любимая публика, мы приготовили для вас что-то совсем новое и хотим поделиться … Но всё новое действительно должно быть по-настоящему подготовленным… С искреннем желанием поделиться не только ради оригинальности… Это должно быть пронзительным… В этом и заключается наша профессия — готовить новое и важное… Тогда зритель услышит, поверит…задумается. Важно бесконечно создавать эту творческую среду. Не бояться открытого разговора, дискуссии. И люди – руководители театра, региона, уверен, будут не только помогать, но и участвовать в этом важном человеческом общении. Театр — великое достояние. 

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.