автор:
Ирина Ганзера
19 июня 2024
#Интервью
Чехов-центр живёт очень насыщенной жизнью — гастроли, премьеры, открытие Новой сцены. Как в этот плотный график умещается организация и проведение фестиваля?
Сказать, что легко и просто — значит обмануть жестоко. Мы соскучились по фестивалям и их подготовка — это отдельное удовольствие. Наш родной международный фестиваль «Сахалинская рампа» не проводился уже пять лет по разным причинам. И когда нам предложили организовать Фестиваль театров Дальнего Востока, который несколько лет проходил в Хабаровске, мы очень обрадовались. Фестивальная жизнь, это как природный энергетик, адреналин. Каждый день непредсказуем и не похож на другой и это придает нам драйва. И мы просто очень соскучились по встречам с интересными людьми, с новыми спектаклями.
Спасибо огромное всем тем, кто нам доверил Фестиваль: руководителю программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке Евгению Миронову, с которым мы всегда на связи, Ольге Любимовой, Валерию Лимаренко, который в нас верит, и, конечно же, нашему дорогому министру Нонне Лаврик. Она поддерживает нас во всех начинаниях, продолжениях и разных сюрпризах, которые мы придумываем иногда.
Всем коллегам из хабаровского ТЮЗа большое спасибо за то, что к нам перешёл такой мощный, подготовленный фестиваль, в первую очередь, Анне Шавгаровой и Константину Кучикину. Они, можно сказать, подняли пласт «вечной мерзлоты», проделали очень большую работу и сейчас нам немного полегче продолжать.
Фестиваль впервые пройдет на Сахалине. С какими сложностями вы сталкивались в процессе организации?
Мы привыкли жить в движении. К тому же, понимаем, как к нам сложно добраться — поэтому нам ничего не страшно. Часто по несколько фур с декорациями вывозим в другие города и все всегда проходит хорошо. Были сложности в переговорах с театрами, потому что кто-то очень мобилен, а кто-то нет, но это мелочь, на которую даже внимания не обращаем.
Фестиваль должен идти регулярно, чтобы механизм был отлаженный. К тому же существует «мышечная» память. Мы тряхнули стариной и вспомнили все! С нетерпением ждем этой пост-усталости.
Кто ваша команда помощников на этом фестивале? Как у вас распределяются задачи во время подготовки?
Я люблю все держать в своих руках, хоть это не совсем правильно. Уверена, вся информация должна стекаться в одни руки. Команда правда невероятная: пресс-секретарь Анна Скуднова и завлит Кристина Дедухина-Садрук, художественный руководитель Чехов-центра Александр Агеев, мой друг и соратник, сподвижник художник Кирилл Пискунов, мой заместитель Юлия Викторовна Елисеева, бОльшая часть постановочной команды театра.
Руководитель образовательной программы Фестиваля — Ольга Никифорова. Она взяла на себя огромную часть вопросов по организации всей программы. А легкость, которая свойственна её природе, очень помогает лично мне.
Боюсь кого-нибудь упустить, а такое случится, поэтому дала зарок — в течение фестиваля составить полный список, чтобы в финале поблагодарить всех.
Как отбиралась конкурсная афиша фестиваля? Какие города будут представлены в этом году?
Театры прислали в этом году 33 заявки, что довольно много. Команда экспертов — Дарья Андреева, Марина Шимадина, Татьяна Цветкова, Евгения Фирсова, Ирина Ганзера — посмотрела все спектакли по видео, выставила оценки и, таким образом, сформировалась конкурсная программа.
Как формировалась внеконкурсная программа фестиваля? Какие в ней собраны спектакли?
Всегда по-разному и очень интересно. Прежде чем приглашать театры, мы отсматривали спектакли и обсуждали их с коллегами.
С Евгением Витальевичем мы говорили про торжественное открытие: так появилось предложение о спектакле «Рождение человека» по текстам Максима Горького с Александрой Урсуляк в сопровождении оркестра.
Автономно от программы Фестиваля на Сахалин с гастролями едет «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга с музыкальным спектаклем «Дорогой мистер Смит». Он собрал много положительных отзывов и мы решили, почему бы не включить его в афишу? Отдельно на нас выходил Учебный театр Школы-студии МХАТ, курс Виктора Рыжакова, и они предложили приехать со спектаклями в июне. С радостью откликнулись — они везут несколько клёвых работ «Секрет Би-Дуби-Бу», «Рассказ о многих интересных вещах» и «Азбука. Лев Толстой». А «Петерс» театра «Старый дом» не вызывал никаких сомнений и возник в афише фестиваля как само собой разумеющееся. Кажется, у нас было самое быстрое согласование. Этот театр – наши большие друзья.
Расскажите про ту часть внеконкурсной программы, которая дает международный статус, про Абхазию. Как история складывалась здесь?
Я слышала много об этом театре от коллег. В прошлом году побывали у них на лаборатории «Сандро», там и договорились. Мы с Сочи находимся на одной широте, а Абхазия совсем рядом. Пусть здесь не так тепло, но у нас добрые и отзывчивые сердца и гостям из Абхазии не будет холодно. Сахалин обязан познакомиться с творчеством замечательного русского театра имени Искандера из Сухума. А приедут на остров они впервые!
У 5-го фестиваля обширная образовательная программа. Из каких блоков она состоит? Чему она посвящена?
Три основных направления. На «PRобе пера» соберутся пиарщики, сммщики и те, кто хочет научиться писать о театре. В регионах не хватает таких людей. Обращаем на это внимание не впервые — на каждом фестивале или форуме стараемся проводить несколько лекций для пиар-менеджеров или завлитов. Вместе с Ольгой Никифоровой, Анной Скудновой и Кристиной Дедухиной-Садрук решили вернуться к этому вопросу с новыми задачами. В первый раз провели конкурс заявок на участие в интенсиве и именно он собрал больше всего откликов. Внимательно изучили тексты кандидатов и отобрали тех, кто настроен на серьёзную работу. К ним присоединятся сахалинцы, которые прошли «Школу театрального блогера».
Семинар «Ярче! Громче!» предназначен для специалистов звуко- и светотехнических цехов театров. Его преподавателями стали: Митрич (Дмитрий Зименко) наш большой друг, прекрасный человек, который быстро и оперативно умеет сделать красоту на сцене и звукорежиссёр Алиса Чурсина. Это серия практических мастер-классов «в полях». Так мы подобрались к третьему направлению — участники «Ярче! Громче!» будут подзвучивать и подсвечивать лабораторные показы, которые возникнут во время проведения проекта «Блиц-театр».
Мы с Ольгой Петровной думали, как уйти от формы обыкновенных актерских мастер-классов. В результате заявочной кампании были отобраны актёры из разных театров Дальнего Востока. И пришли к выводу, что условия лаборатории — идеальный стресс для артистов. Они избавятся от своих штампов, вспомнят, как быть настоящими и живыми. На основании анкет четыре приглашенных режиссера — Саша Золотовицкий, Алексей Мартынов, Александр Карпушин и Игорь Лебедев — отобрали артистов для работы над эскизами. На них возлагаем большие надежды: хотим знакомиться с молодыми режиссерами и такие проекты помогают сделать сложный очень выбор и не попасть впросак. Хотя постановка спектакля — это всегда лотерея.
Подобную историю мы пробовали вместе с хабаровским ТЮЗом на фестивале «Сахалинская рампа»: так родился наш спектакль в автобусе «Вторник короткий день». Всё крутое получается в свободном поиске и удовольствии. Таком, как была та лаборатория. Верю, что так будет и с этой!
Какие специальные проекты запущены в связи с фестивалем театров ДВ?
Фотовыставка «Артист. Театр. Остров». К нам обратилась фотограф Валерия Кулик из Омска. Она захотела рассказать в своих портретах и фотографиях именно о Сахалине и сделать это через наш театр. Предложила проект, мы с радостью согласились и организовали её приезд. Вместе разработали и выбрали театральные образы, в которых артисты снимались на фоне жемчужных достопримечательностях острова. За 15 дней мы проехали более 3000 километров и было сделано несколько тысяч снимков! Не знаю, видела ли она что-то не только сквозь объектив камеры. Погода была суровой — и дождь, и зной, и чуть не снег, чего только не было. Все справились, и наши артисты — хрупкие, замечательные, но при этом очень сильные духом.
Может, проект положит начало новой традиции — делать подобные фотосессии с артистами театров из разных округов на их земле. А мы готовы всегда предоставить площадку для того, чтобы сахалинские жители и гости острова, посмотрели на разные театры. Мне кажется, мы поднимаем «волну» такими проектами, которые заряжают зрителя приходить.
Выставка откроется 17 июня в сквере рядом с самым лучшим театром в мире — Чехов-центром. На каждой фотографии выставки будет QR-код, кто перейдет по нему, сможет увидеть и узнать о фотографии немного больше!
Кто поддерживает фестиваль? Есть ли у него особенные партнеры?
Наш дорогой партнер — Сахалинская филармония. Не знаю, как без них мы бы справились с открытием фестиваля, спектаклем «Рождение человека».
Большие друзья — Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин».
Новые партнёры — арт-резиденция «Маяк», где будут проходить репетиции режиссёрской лаборатории. Они молодые, жадные до всего нового и с радостью откликаются.
Совхоз «Тепличный», который оформляет сквер и фасад театра живыми цветами.
Коллеги из парков «Гагарин» и Зооботанического, куда может прийти любой участник фестиваля по бейджу и посмотреть замечательный зоопарк на территории Сахалина.
Компания «Гидрострой», которая приготовила несколько комплектов подарков для наших гостей.
Впервые мы работаем с компанией «СахМедКом», она вышла с предложением о помощи самостоятельно. Вместе мы придумали организовать выезд к морю гостей Фестиваля — инклюзивного театра «Алгыс» из Якутска. Компания ко всему прочему предоставляет дополнительный транспорт для встречи и приема гостей, за что им большое-большое спасибо.
Информационные партнеры и наши давние друзья, которые будут освещать события Фестиваля: медиахолдинги «Губернские ведомости» и АСТВ, а также телекомпания СолнцеТВ.
Самые большие партнеры — те, кто работают со мной плечом к плечу. Те люди, которые готовы приехать на Сахалин, чтобы провести эти две недели вместе с нами. Это наша команда критиков, коучей, педагогов — самые крутые партнеры, которые могут быть на всей Вселенной.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.