автор:
Кирилл Краснов
24 июня 2024
На кого прежде всего ориентирована лекция?
Любой театр так или иначе сталкивается с проблемой разобщенности. На Фестивале театров Дальнего Востока встречаются люди из разных регионов, которые хотят делать современный театр, но сталкиваются при этом с массой проблем. Провинциальность — понятие не географическое, она в головах. Хотелось поговорить о том, как преодолевать эту самую провинциальность.
Какая на ваш взгляд самая главная проблема?
Все главные. Проблем много и их надо решать комплексно. Но, может быть, одна из самых серьезных — инерция репертуарной политики. Театр часто угождает своему зрителю и ставит в репертуар только те спектакли, к которым тот привык. Руководству кажется, что это беспроигрышная стратегия, но зритель, привыкший к позавчерашнему репертуару, стареет, а молодая публика на его место не приходит.
Диаметрально противоположные задачи — не отпугнуть старого зрителя и привлечь нового. Как найти этот баланс?
Просто пытаться вести зрителя за собой, а не угождать. Да, это сложный процесс, и театр на первых порах может столкнуться с неприятием, но это единственно возможный путь. Конечно, это возможно только при условии, что режиссер талантлив и сумеет убедить в своей правоте и труппу, и руководство. Ну, честно говоря, это прописные истины.
Эта задача на длительную перспективу?
Сроки — вообще самая сложная задача. Формирование новой публики происходит медленно. Можно позвать интересных режиссёров, которые проведут лабораторию, встряхнут труппу, поставят что-то интересное и революционное, а публика ничего похожего в жизни не видела и примет это все настороженно или даже резко отрицательно. Действовать здесь, конечно, нужно аккуратно, но не бояться, а гнуть свою линию.
Часто очень консервативная публика способна даже поднять на вилы работников театра за такие эксперименты. Как с этим быть?
Когда-то Товстоногова и Эфроса травили за то, что они отошли от идей Станиславского, а сегодня их спектакли ставят в пример молодым режиссерам как подлинный психологический театр. Когда-то возмущенные зрительницы на выставке в парижском Салоне тыкали зонтиком в полотна Мане, а сегодня импрессионизм всем кажется безопасным и даже устаревшим. Любое новшество в искусстве неизбежно сначала принимают в штыки.
Помню, в середине 90-х годов в Москву на Чеховский фестиваль приехал никому тогда еще не известный в России Кристоф Марталер. Публика и критики его на дух не приняли — ей показали какие-то странные «Три сестры», шедшие в замедленном темпе. А уже через несколько лет Марталер стал любимцем московской публики. На любой спектакль, который он привозил в Россию, рвались, раскупали билеты, невозможно было попасть. Публика меняется.
Можно сказать, что не нужно бояться идти вперёд?
Да, и это справедливо для любой профессии. Режиссёр или критик может быть умен и талантлив, но если у тебя нет смелости — ты ничего не сделаешь в искусстве. Смелость — необходимое свойство человека, который занимается театром, а трусость и малодушие — для бездарных.
Смелость берет города и театры?
Да, это очевидно.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.