автор:
Кирилл Краснов


24 июня 2024

«Смелость – необходимое свойство человека, который занимается театром»

22 июня состоялась лекция театрального критика Глеба Ситковского «Как выжить региональному театру?». После встречи удалось продолжить разговор об острой и актуальной проблеме.

На кого прежде всего ориентирована лекция?

Любой театр так или иначе сталкивается с проблемой разобщенности. На Фестивале театров Дальнего Востока встречаются люди из разных регионов, которые хотят делать современный театр, но сталкиваются при этом с массой проблем. Провинциальность — понятие не географическое, она в головах. Хотелось поговорить о том, как преодолевать эту самую провинциальность. 

Какая на ваш взгляд самая главная проблема?

Все главные. Проблем много и их надо решать комплексно. Но, может быть, одна из самых серьезных — инерция репертуарной политики. Театр часто угождает своему зрителю и ставит в репертуар только те спектакли, к которым тот привык. Руководству кажется, что это беспроигрышная стратегия, но зритель, привыкший к позавчерашнему репертуару, стареет, а молодая публика на его место не приходит. 

Диаметрально противоположные задачи — не отпугнуть старого зрителя и привлечь нового. Как найти этот баланс?

Просто пытаться вести зрителя за собой, а не угождать. Да, это сложный процесс, и театр на первых порах может столкнуться с неприятием, но это единственно возможный путь. Конечно, это возможно только при условии, что режиссер талантлив и сумеет убедить в своей правоте и труппу, и руководство. Ну, честно говоря, это прописные истины.

Эта задача на длительную перспективу?

Сроки — вообще самая сложная задача. Формирование новой публики происходит медленно. Можно позвать интересных режиссёров, которые проведут лабораторию, встряхнут труппу, поставят что-то интересное и революционное, а публика ничего похожего в жизни не видела и примет это все настороженно или даже резко отрицательно. Действовать здесь, конечно, нужно аккуратно, но не бояться, а гнуть свою линию. 

Часто очень консервативная публика способна даже поднять на вилы работников театра за такие эксперименты. Как с этим быть?

Когда-то Товстоногова и Эфроса травили за то, что они отошли от идей Станиславского, а сегодня их спектакли ставят в пример молодым режиссерам как подлинный психологический театр. Когда-то возмущенные зрительницы на выставке в парижском Салоне тыкали зонтиком в полотна Мане, а сегодня импрессионизм всем кажется безопасным и даже устаревшим. Любое новшество в искусстве неизбежно сначала принимают в штыки.

Помню, в середине 90-х годов в Москву на Чеховский фестиваль приехал никому тогда еще не известный в России Кристоф Марталер. Публика и критики его на дух не приняли — ей показали какие-то странные «Три сестры», шедшие в замедленном темпе. А уже через несколько лет Марталер стал любимцем московской публики. На любой спектакль, который он привозил в Россию, рвались, раскупали билеты, невозможно было попасть. Публика меняется. 

Можно сказать, что не нужно бояться идти вперёд?

Да, и это справедливо для любой профессии. Режиссёр или критик может быть умен и талантлив, но если у тебя нет смелости — ты ничего не сделаешь в искусстве. Смелость — необходимое свойство человека, который занимается театром, а трусость и малодушие — для бездарных. 

Смелость берет города и театры?

Да, это очевидно.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.