автор:
Марина Шиян


27 июня 2024

«Надо нанести зрителю радость»: Алексей Франдетти о мюзикле «Дорогой мистер Смит»

25 и 26 июня на большой сцене Чехов-центра с аншлагом прошли показы мюзикла «Дорогой мистер Смит» петербургского Театра на Садовой. Режиссер постановки Алексей Франдетти рассказал нашей газете историю возникновения спектакля и в чем его главная идея.

Алексей Борисович, вы на Сахалине впервые. Как вам город, остров в целом? Как вас приняли?

Нас потрясающе приняли. И зрители, и администрация театрального центра. Я восторге, честно говоря: остров, невероятной красоты природа. Такой заряд энергии. Я приехал, недавно выпустив огромный сложный спектакль в Ленкоме, и я думал, как бы перезагрузиться? И здесь у меня это получилось на 300%. Поэтому всем тем, кто рядом с нами был эти дни, огромное спасибо.

У вас большой опыт постановки музыкальных спектакле в драматических театрах. Есть ли вероятность, что вы поставите что-то в Чехов-центре?

Сложный вопрос. Не знаю, таких планов пока не было. Но мы за эти несколько дней стали родственными душами с художественным руководителем Чехов-центра. Даже уже обменялись какими-то идеями. Поэтому никогда не говори никогда.

А была ли у вас возможность посмотреть сцены сахалинского театра: кроме большой у нас есть еще и новая?

К сожалению, такой возможности у меня не было, поэтому давать оценок я не могу. Но то, что я увидел здесь, на основной сцене, впечатляет. Эта сцена приняла нас с таким радушием, что ничего кроме удовольствия мы не получили.

Расскажите немного об истории создания мюзикла «Дорогой мистер Смит». Как он появился?

Спектакль родился во время пандемии. Мы в «запретнограме» делали его на расстоянии. Я с Юлией Дякиной был в Москве, Иван Ожогин в Петербурге. И вдруг мы поняли, что хотим рассказать эту историю. Мы придумали аккаунт спектакля. Кстати, он существует до сих пор. В нем мы размещали посты и сторис. Я отправлял Ване видео, как надо снимать себя. И вдруг оказалось, что у этого мюзикла очень много поклонников, которые нас поддерживали. Они все время спрашивали: «А когда же вы вживую сделаете этот спектакль?» И когда Виктор Михайлович Минков, художественный руководитель-директор театра «Приют комедианта», обратился ко мне с предложением поработать, я сказал: «О! У нас как раз есть спектакль, который мы очень хотели поставить. Мы обещали нашим преданным фанатам, что перенесем его на сцену». Мы понимали, что в пост-пандемийный период надо нанести зрителю радость, причинить ему счастье. И это получилось.

А как родилась идея сценографии? Она очень необычно выглядит.

Нам очень хотелось сохранить эстетику, которая была найдена в цифровом варианте. Это были всевозможные надписи, стикеры, геолокации и т. д., которые для этой социальной сети являются очень понятным языком и инструментарием. Так и родилась эта декорация.

Цветовая гамма спектакля тоже очень яркая, интересная. Как ее подбирали?

Это же фирменная цветовая гамма V Фестиваля театров Дальнего Востока – фиолетовый и желтый. Вот мы специально ее и подобрали (смеется). А если говорить серьезно, то Вячеславу Окуневу (художник-постановщик мюзикла «Дорогой мистер Смит» – прим. автора), когда мы придумывали эту историю, пришла идея сделать фиолетово-красную гамму, если я ничего не путаю. Потом я к нему пришел и говорю: «Слав, тут такое дело. У меня жена играет главную роль, а у нее любимый цвет желтый, а давай желтое платье ей сделаем?» Но это тоже, на самом деле, шутка (смеется). Вячеслав взял несколько проб двух цветов. Мы изначально понимали, что должно быть два цвета. Такой монохром. И дальше мы их сопоставляли и придумали абсолютно безумное сочетание. Кто-то даже из зрителей нам сказал: «Да вы что? Это же цвета сумасшедших!» Я говорю: «Отлично, это сумасшедший спектакль, и цветовая гамма нам подходит на 300%».

В спектакле есть технически сложный момент, когда артисты скрываются за дверьми и через несколько секунд появляются в свадебных нарядах. Раскройте секрет, как это происходит с такой скоростью?

Если быть точным, переодеваются артисты за 12 секунд, если все идет, как надо, без заминок. На это у меня есть забавная история. Как-то мы с моим прекрасным другом Иваном поспорили по этому поводу. Мы дошли до финала, и я решил, что нужен квик – это термин быстрого переодевания. Очень долго репетируется, здесь много нюансов: важно, с какого конца молния, где какие резинки, кнопки. Учитывается все. И мы с Иваном спорим. Он говорит, что это невозможно. А я говорю: надо! А он опять: невозможно. Тогда я сказал: «Так, раздевайся и отдавай мне костюм». А надо отметить, что у нас чуть-чуть разный рост (смеется). И я надел на себя костюм, сначала фиолетовый, и на скорость переодевался в белый. Спустя полтора часа репетиций двенадцать секунд были готовы.

Какую главную мысль зритель вынесет из мюзикла «Дорогой мистер Смит»?

Очень простая, одна-единственная главная мысль: быть добрее к тем, кто рядом с тобой. Этот спектакль наполнен добротой, возможно, наивностью. Но есть моменты в жизни, когда нам действительно хочется быть, прям банально скажем, просто хорошими. Этот спектакль про то, как быть просто хорошим. Мне кажется, что если зрители захотят выйти после этого мюзикла и сделать какое-то доброе дело, значит, наша цель достигнута.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.