автор:
Адель Леонова


02 июля 2024

Мнение с площадки

Участники образовательного интенсива «Блиц-театр» поделились впечатлениями от работы в лаборатории. Меньше чем за неделю двадцать восемь дальневосточных артистов под руководством приглашенных режиссеров подготовили четыре эскиза спектаклей. Алексей Мартынов представил «Площадь защитников неба» Дмитрия Ретиха. Александр Карпушин работал с пьесой «Тетя Мотя» Ольги Никифоровой. Александр Золотовицкий взял пьесу Георга Бюхнера «Войцек». «Наши» Сергея Довлатова представил Игорь Лебедев.

Что для вас самое интересное в лаборатории? 

Дмитрий Дьячков, Хабаровский ТЮЗ

У меня уже была лаборатория в Комсомольске-на-Амуре. Я приезжал как режиссер, ставил там спектакль с местными артистами. А такая коллаборация, как здесь — разные артисты из разных театров — это впервые. Конечно, когда у вас труппа — все «сбито», вы вместе работаете и уже знаете, что от кого ожидать — это понятно. Другое дело, что в нашей команде я никого не знаю, но мы все понимаем свою задачу и цели. Мы же актеры: пришли, работаем, пьесу читаем, выполняем свою актерскую задачу. Как люди в антрепризе: собрались, договорились и вперед. Благо есть режиссер, который несет мысль и двигает нас всех в одном направлении, чтобы мы смотрели в одну сторону.

Новые знакомства, новые веяния из театров, разные режиссеры. Всегда интересно поработать с новым постановщиком: как он смотрит и как смотришь ты. Насколько ваши взгляды сходятся или расходятся. Театр многообразен.

Дмитрий Желнин, Мирнинский театр

Интересная коллаборация актеров из разных театров. Когда ты работаешь в стационарном театре, у тебя есть партнеры, которых ты знаешь. А здесь никого не знаешь. Я впервые сталкиваюсь с таким подходом. Мне всё интересно.

Дарья Чикирова, Хабаровский музыкальный театр

Интересно то, что мы здесь из разных мест, собрались именно в этот момент и что-то делаем все вместе. Возможно, потом мы даже не увидимся, но у нас останется наш общий ребенок. Может он будет дальше расти, а может и нет.

В нашей пьесе всего три персонажа, но артистов десять. Для каждого из нас огромный секрет, что получится. В эскизе будет много художественных элементов, например, у нас будет проекция из фильма «Мужчина и женщина». Будет много еды и минимум действий. Спектакль направлен на внутренние переживания человека. Пьеса на самом деле весьма простая. В ней много слов, а вырезали мы достаточно мало. Но будет что-то необычное. Для меня очень важно то, что есть доверие к режиссеру.

Юлия Тронина, Сахалинский театр кукол 

Режиссер Игорь Лебедев очень точечно работает, он не просто ставит задачу, а работает именно с человеком. Мы не были знакомы, но он очень точно подбирает подход ко мне, чувствует меня и любого актера здесь. Складывается теплое ощущение, как будто мы знакомы восемьдесят лет.

Никита Хвостиков, Чехов-центр

Самое главное — участие в лаборатории. Это уже интересно. А во-вторых, это мой первый персонаж с отрицательными чертами. Он сидел в тюрьме, грабил, убил человека, хоть и случайно. Он является отрицательным, но имеет положительное воздействие на главного персонажа — Довлатова. До этого у меня в основном были положительные, добрые герои, злодеев ни разу не было. 

Интересным было и наше знакомство. Когда мы начали работать, мы представились через пластику, через язык тела. Он сразу видел, какие мы и на что способны.

Яна Дзюнковская, Хабаровский театр драмы

Добавляет интереса в нашем эскизе, что я единственная девушка в команде. Благодаря цехам женское население уравновешивается, потому что у нас гример, костюмер, помреж с реквизитором — девушки. Если брать существование на сценической площадке, то я одна девочка, а вокруг мужчины. Это очень интересно, потому что ты, взрослый человек, выходишь на площадку и смотришь на чужого человека, который тебе до этого абсолютно никак не был знаком и ты не знаешь, как он говорит, какой у него голос, какие у него интонации, как он себя ведет. Начинают более активно работать все актерские процессы внутри.

Что для вас самое сложное в лаборатории?

Дмитрий Желнин, Мирнинский театр

Всё. Артисты такие люди, для них всё всегда сложно, а просто — было бы не интересно. Как говорится, что тебе мешает, то и помогает. 

Дарья Чикирова, Хабаровский музыкальный театр

В актерском плане, лично для меня, — это минимум действий. Потому что чувства на самом деле сильные. Внутри всё кипит, но реагировать на это надо минимально. В жизни я выражаю эмоции более ярко. Для меня это безумно тяжело. Еще тяжелее, что сделать это нужно за такой короткий срок. Работа действительно серьезная психологически и хочется передать глубину, чтобы это не выглядело поверхностно.

Юлия Тронина, Сахалинский театр кукол

Не быть хуже, чем мои партнеры в эскизе — артисты Чехов-центра. Взять хотя бы Леонида Всеволодского — заслуженный артист Сахалинской области, а я молодая артистка. Смотрю, как он, матерый, работает, и восхищаюсь.

Никита Хвостиков, Чехов-центр

Ничего. Это точно такая же работа с режиссером, как на большой или на малой сцене. Всё равно, что делать полноценный спектакль. Просто здесь лаборатория, ограниченное время, но пять дней — довольно большой срок.

Яна Дзюнковская, Хабаровский театр драмы

Работать в таких экстремальных обстоятельствах без застольного периода, без особого разбора персонажа сразу на площадке. В процессе ты что-то начинаешь открывать, анализировать. Иногда говоришь текст, а мысли приходят постфактум. И в следующий раз, когда вы начинаете повторять, ты возвращаешься и уже работаешь эту же фразу по-другому, потому что инсайт тебя посетил.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.