автор:
Ольга Подкорытова
26 сентября 2024
Как появился фестиваль? Откуда взялась идея?
Фестиваль «ОТАМУРА» — совместная инициатива Министерства культуры Хабаровского края и Хабаровского театра юного зрителя.
Хабаровский ТЮЗ всегда брал на себя интересные задачи и реализовывал проекты в самых разных направлениях. В том числе и уличное направление ТЮЗу хорошо знакомо: у нас были спектакли и в театральном дворике, и в разных городских локациях, и даже в чистом поле за городом. Поэтому и фестиваль уличных искусств «ОТАМУРА» стал логическим продолжением этого творческого направления театра.
Название «ОТАМУРА» родилось, когда мы размышляли о нашей самоидентификации. Мы находимся в двух шагах от берега Амура, и от него же берем свое направление, когда идем по улицам вглубь города — это и про локационную структуру фестиваля, и, в то же время, про Восток, с которого, как известно, начинается многое: здесь и солнце встает, и день начинается, и вообще многое начинается с Востока, от Амура. А если обратиться к звучанию этого слова, то «отамура» слышится немного по-японски, а значит, это точно про Дальний Восток. Кроме того, со временем мы хотели бы сделать фестиваль международным, и такое название с мультивосточным оттенком, мне кажется, будет работать на создание особого образа и места, и события.
Какие задачи или потребности закрывает это событие?
Одна из главных задач — аккумулировать и развивать собственные силы в Хабаровске путем творческих коллабораций и взаимодействий между разными коллективами и креативными проектами города.
Мы соседи, и мы интересны друг другу. Особенно интересно, что может получиться, если нам объединиться и сотворить что-то новое вместе. Мы не пошли по пути «привезем из других регионов уличные театры и покажем здесь», мы решили сделать это своими силами и заложить традицию, чтобы продолжать ее.
Когда фестиваль строится на гостевых показах, то получается, что они приехали, показали и уехали. Осталось лишь впечатление. И ничего не изменилось. К тому же, в этом случае и деньги фестиваля были бы потрачены на развитие искусства других регионов, а мы хотим вкладывать деньги в собственных художников, и стимулировать их таким образом, чтобы интересные проекты создавались в нашем крае и оставались здесь.
Нам кажется, что у нас неплохо получилось подружиться и создать кое-что интересное.
Например: «Письма Пенелопы» — это результат сотрудничества Хабаровского ТЮЗа с Викторией Комбаровой, руководителем Студии современного танца «Мираж».
В работе «Амурские сны» состоялось взаимодействие ТЮЗа с Хабаровской краевой филармонией. В частности артист филармонии Денис Рихтер выступил не только как талантливый исполнитель в работе режиссера Петра Нестеренко. Здесь он - композитор, исполнитель и со-режиссер, а так же композитор и исполнитель к перформансу «Маршруты», который создали совместно проект-театр «Зеленое утро» из Санкт-Петербурга и Хабаровский государственный институт культуры.
Какова роль Хабаровского ТЮЗа в этом проекте?
ТЮЗ является инициатором проекта, а также его куратором. Вся организационная часть, от формирования афиши до технического обеспечения работы всех площадок, исполнена командой нашего театра. И, на мой взгляд, самая важная роль — Хабаровский ТЮЗ является как бы тем камертоном, который задает художественный рисунок и стиль всего фестиваля, формирует единый смысл. Ведь понятие об уличном театре и уличном искусстве вообще может быть очень разным у всех участников, а тем более у зрителей. Чего ожидать? В какую сторону двигаться? Какими мы средствами, формами, стилями и смыслами оперируем? Как договориться разным творцам о взгляде в одну сторону? Так вот ТЮЗ с его опытом успешных проектов, с его бэкграундом, неповторимым и узнаваемым лицом, становится тем камертоном, о котором я говорю.
Какова твоя роль (должность или функция) на этом фестивале?
Я являюсь художественным руководителем фестиваля «ОТАМУРА», разрабатывал его концепцию и курировал проект. В мои обязанности входит руководство всеми логистическими процессами, а также поддержание творческой и рабочей атмосферы.
И сама концепция, тот самый посыл, чтобы не привозить кого-то издалека, а расширяться здесь за счет коллабораций творческих сил - в этом тоже есть моя роль.
Ведь изначально Министерство культуры Хабаровского края, когда предлагало нам создать фестиваль уличных театров, рассчитывало именно на принцип приглашения гостей. Но удалось их переубедить и увлечь нашей идеей. Так уж получилось, что следить за реализацией проекта тоже пока приходится мне, но я надеюсь, что в следующий раз у меня будут уже кураторы, помощники на важных позициях, которые в ходе первого фестиваля обозначились.
Кто формировал программу фестиваля? Каков принцип выбора участников?
Программа фестиваля формировалась по принципу, который я постоянно повторяю везде: «Хабаровск - город друзей». Мы позвали ближайших друзей театра, с кем мы уже ранее взаимодействовали, кого мы уже хорошо знали по их собственным проектам. Так сформировалась команда творческих людей, готовых на совместный эксперимент. А далее — все работы, вошедшие в программу фестиваля, были созданы специально для фестиваля. Не было ничего из повторов, мы ничьих готовых работ не отбирали. Другими словами, 14 сентября на всех уличных площадках фестиваля программа состояла из одних премьер.
Каковы перспективы фестиваля? Чего ждать зрителям и потенциальным участникам, ведь проект будет продолжаться?
Конечно, мы хотим развивать фестиваль, и в дальнейшем мы планируем субсидировать проекты, которые будут создаваться под него. Мы уже написали гранты, и когда мы эти гранты выиграем… (Я почему-то убежден, что у нас получится, поскольку есть уже опыт успешной грантовой работы.) Наш дальнейший план: мы объявим творческий отбор, и победившие в конкурсе проекты получат субсидии на реализацию уличных спектаклей или перфомансов для показа в программе фестиваля «ОТАМУРА».
Мы планируем создать экспертный совет, который будет рассматривать творческие заявки и принимать решение о субсидировании. На реализацию каждого проекта мы планируем выдавать до 300 тысяч рублей грантовых средств. И в данном случае, Хабаровский театр юного зрителя, как организатор, будет выступать куратором, и следить за выполнением работ.
Также мы планируем добавить в программу фестиваля образовательный компонент.
Мы будем обучать и участников фестиваля, и всех, кому эта тема интересна в Хабаровске. Будем вместе разбираться - что такое перформативное искусство, уличное искусство, будем повышать кругозор участников программы, и мы верим, что в результате, качество творческих работ будет улучшаться.
В дальнейшем мы как организаторы фестиваля видим свою роль так:
кроме того, что мы обучаем творцов, финансируем их идеи, готовим и сопровождаем реализацию проектов, мы, собственно, еще и помогаем частично обеспечить техническое сопровождение. А также, мы будем оказывать помощь в отчетный период. Потому что грамотно и без ошибок отчитаться за грант для творческих людей, порой, чуть ли не самая сложная задача.
Вот такие у нас планы на фестиваль.
Хабаровский ТЮЗ давно и активно включен в фестивальный театральный процесс. Если вспомнить, то ТЮЗ организовал четыре Фестиваля театров Дальнего Востока, здесь был собственный фестиваль «Наша тема», команда театра видела разные и участвовала в разных фестивалях, и всё же… чем фестиваль «ОТАМУРА» отличается от того, что видели или делали раньше?
Он сильно отличается.
Во-первых, это уличный фестиваль, которых раньше у нас не было.
«Наша тема» был внутренний фестиваль ТЮЗа. Режиссеры из других городов тоже приезжали, но они все равно работали, в основном, с артистами ТЮЗа. Бывали исключения, когда в работах были заняты артисты извне — музыканты города, или подростки из хабаровских школ, но это была часть конкретного режиссерского замысла, а не часть концепции проекта.
Фестиваль Театров ДВ — это смотр дальневосточных театров, которые вместе с хабаровскими театрами показывали свои лучшие постановки, и это невероятно интересно, однако, я подчеркну — все это были профессиональные театры.
А у нашего фестиваля «ОТАМУРА» полностью другая концепция! Мы объединяем творческие коллективы. Это значит, что театр, как бы, выходит за пределы театра. Вот почему это не фестиваль уличных театров, это фестиваль уличных искусств.
*Мы хотим расширять сферу влияния театра за счет взаимодействия с другими интересными творческими личностями и командами региона, даже если они вообще не артисты, и не работают в театрах.
*Мы хотим расширять сферу влияния искусства как такового на город вообще, и на театр в частности, за счет того же взаимодействия и взаимопроникновения.
Возможно, эти смыслы пока трудно ухватить сейчас, когда мы в самом начале, но со временем, мы уверены, станет понятна эта простая мысль: мы расширяемся за счет друг друга, даже если на одной уличной площадке вместе выступят скрипач во фраке и паренек из «качалки», который пытается читать свой первый в жизни рэп.
Внутренняя кухня фестиваля ОТАМУРА. Как все это было? Например, расскажи в двух словах о том, как был организован процесс подготовки? И как проходил тот самый день — проведение фестиваля.
У нас есть технический директор Антон Калиниченко. А еще — есть все службы и цеха театра. Они сработали потрясающе четко несмотря на то, что очень сложные были задачи. Ведь в один день с промежутком в два часа на пяти площадках города, я подчеркиваю — уличных площадках, где нет условий, как в театре — они все смогли и все обеспечили. И это в тот момент, когда в театре на стационаре игрались спектакли.
Вот и получается, что внутренняя кухня фестиваля — это поистине самоотверженная работа цехов.
Ребята, вы выполнили титаническую работу, вы настоящие герои. Благодаря вашему профессионализму и умению такие волшебные проекты возможны!
Большое спасибо художественному руководителю ТЮЗа Константину Кучикину за то, что он своей ответственной и опытной рукой «включал» и «переключал» в моменте важные рычаги управления командой театра, что позволило вовремя фокусировать силы на меняющихся точках приложения сил, и команда слаженно «вырулила».
Я очень благодарен Галине Георгиевне Доденко, директору театра.
Галина Георгиевна была включена в процесс подготовки фестиваля как в его художественной части, так и в административно- материальной. Городские события при стечении больших масс зрителей — это дополнительные и риски и нагрузка. Согласование городских пространств, обеспечение присутствия экстренных служб («скорой», пожарных, полиции), все это требовало быстрой коммуникации со всеми органами власти. И что важно, Галина Георгиевна присутствовала на всех площадках, посмотрела каждую работу от начала и до конца, и как зритель, и как руководитель, чтобы «держать руку на пульсе».
Огромное спасибо Анне Владимировне Шавгаровой, именно к ней я бежал за советами, правильно ли сверстали программу, правильно ли написали тексты. Опыт Анны Владимировны бесценен. И особенно дорога ее готовность помогать, консультировать, делиться опытом.
Павел Оглуздин, художник нашего фестиваля, именно ему принадлежит фирменный стиль проекта «ОТАМУРА», логотип и афиши.
И конечно же, огромная благодарность всем помощникам и партнёрам нашего фестиваля:
- Министерство культуры Хабаровского Края.
И.о. Министра Марина Александровна Лоскутникова.
- Проект-Театр «Зелёное утро», г. Санкт-Петербург.
Режиссёр Гая Гайдамакина.
- Хабаровский Государственный Институт Культуры, студенты 467 группы кафедры РТХиП. Художественный руководитель курса доцент Екатерина Щёлкина.
- Независимый Театр-студия И.Т.Д.
Руководитель Вадим Лихоманов.
- Студия современной хореографии «Мираж»
Руководитель Виктория Комбарова.
- Художественная студия Алексея Бабурова.
- Этно-панк лейбл «Дяриори»
Андрей Ганин и Сева Лужанский.
- Музыканты, исполнители Денис Рихтер и Василий Захаров.
- И.о. зав. кафедрой, доцент Сергей Листопадов.
- АНО «Расти с театром», директор Александра Даровская.
Огромное спасибо руководству и персоналу Краевого парка культуры и отдыха им. Н. Н. Муравьёва-Амурского.
Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Хабаровского края.