автор:
Елена Войтенко
21 июня 2024
Что: Спектакль «Сорванец»
Кто: Государственный академический русский драматический театр им. А. С. Пушкина, г. Якутск
Когда: 20.06.2024 г.
Режиссёр: Ирина Астафьева
Драматург: Виктор Крылов
Что общего между группой Nirvana и русским кокошником? Казалось бы, ничего. Однако умельцы из Государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина смогли не только вполне органично связать одно с другим, но и убедить зрителя в том, что данное сочетание способно вылиться в драйвовый спектакль. И да – он именно такой.
Так, третий день Фестиваля театров Дальнего Востока, который проходит в рамках Программы развития театрального искусства на ДВ, украсила постановка «Сорванец», работы режиссёра Ирины Астафьевой. Драматургической основой стала пьеса Виктора Крылова, опубликованная в 1888 году. Стряхнуть с текста вековую пыль было решено не просто так, а в честь юбилея театра. Дело в том, что с этой самой комедии в 1891 года фактически началась история профессионального Русского театра Якутии. И это замечательная задумка – в год 130-летия вновь выпустить «Сорванца». Но совершенно видоизмененным!
Фабула спектакля предельно проста, а конфликт стар, как мир. В дом вдовствующего помещика Закрутина, воспитывающего трёх дочерей на выданье, приезжает княгиня Сурамская со своим сыном Борисом. Юноше, воспитанному властной матерью, непросто будет выбрать невесту. Первая дочь Вера – умна и образована; вторая, Надя – замечательная хозяйка, но вот третья, Люба – шкодливая и веселая девчонка, просто сорванец! И какие только проделки не придумывает! На брата княгини, генерала Осетрова – представьте! – она натравила козла, да так, что он на дерево запрыгнул! Конечно, княгиня и не рассматривала Любу в качестве невестки. Но, комедия не была бы комедией...
Скорее всего, в том виде, в котором этот сюжет существовал больше ста лет назад, на подмостках современного театра он появиться не мог. Режиссёр определил для спектакля весьма загадочный жанр: «Балаганное представление в двух действиях». И зритель уже с первых минут понимает, почему именно – представление. Действо начинается с конферанса, острых шуток, а главное – мы сразу же знакомимся с «настоящим крепостным оркестром» — группой артистов театра, которые специально для этого спектакля научились играть на музыкальных инструментах — контрабасе, балалайке, гитаре, плюс музыканты — на ударных и баяне. Солистка — так же артистка театра. Что характерно — в кокошнике.
Музыкальная составляющая — это бесспорная изюминка постановки. С первых же тактов, когда весёлый джаз-бэнд принимается играть, обнаруживаешь, что твои ноги невольно выстукивают ритм. А уж как обширен репертуар этой группы! Здесь можно услышать и Annie Lennox «I put a spell on you», и Алексея Вдовина «Иди», песни французской певицы Zaz. И да — «Smells like teen spirit» Nirvana, которая символизировала бунт Бориса против властной мамочки. Разбередила души публике композиция фрик-кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» с пикантным названием «Трусики». Хулиганство, конечно, но зрители раззадорились. В итоге получился своего рода театральный микстейп — сборник разнородных треков, которые не являются единым высказыванием, но при этом создают полную картину музыкальных вкусов того, кто этот микстейп записывает.
Но кое-что, признаться, поставило в тупик как некоторых критиков, так и зрителей. А именно – всё-таки загадочный жанр спектакля, «балаганное представление». Если с последним всё более-менее понятно, то определение «балагана» постановке вряд ли подходит. Это, скорее, похоже на водевиль — весёлый и музыкальный.
Стоит отдельно отметить минималистичную сценографию спектакля. В первом акте — это подвижная стена, которая закрепляется на колосниках, во втором акте она взмывает вверх. Приставная лестница у стены — свободолюбивая Люба вспархивает на неё, как будто хочет улететь, как птичка. Зелёное пространство газона или лужайки, расположенное под углом. И, наконец, стулья причём, все из разных гарнитуров. Такая декорация даёт простор для воображения, а артистам — способ существовать в разных локациях без привязки к конкретному месту.
После спектакля зрители выходили из зала в отличном настроении. Своим мнением с нами поделилась постоянная зрительница Чехов-центра:
- Я в восторге, нет слов. Настолько живо всё! Очень понравилось, что был целый оркестр, хотя обычно я не люблю, когда в спектакле много музыки. А здесь —всё на своём месте. Гастроли — это всегда интересно, потому что на нашей сцене играют другие актёры, есть на что посмотреть, возможно даже сравнить. Билеты покупала заранее, я ещё пойду на спектакли «Софичка», «Дама с собачкой», «Бродский. Квартирник», — рассказала Виолетта Илькаева.
Обсуждение спектакля получилось на редкость коротким – заняло чуть больше 10 минут. И этому есть вполне логичное объяснение. Всем всё понятно. Зрители посмотрели энергичную и весёлую комедию, приправленную хорошей музыкой, получили удовольствие... А искать глубинные смыслы там, где они не предусмотрены — занятие неблагодарное.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.