21 июня 2024

Спектакль «Долгин»

В рамках пятого фестиваля театров ДВ стартовал образовательный интенсив для журналистов и блогеров «PRоба пера». Шестеро участников своими экспресс-рецензиями открывают цикл публикаций о фестивальных спектаклях и рассказывают о работе Сойжин Жамбаловой «Долгин» Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева, показанном во второй день программы V фестиваля театров Дальнего Востока, который проходит в рамках Программы развития театрального искусства на ДВ.

Катарина Лебедева

С Бурятским академическим театром драмы я познакомилась три года назад, ещё на втором фестивале театров ДВ. Тогда спектакль «Верблюжонок» — уникальный, живой, с великолепной пластикой и вокалом, отточенной техникой — ярко продемонстрировал мощь творческих возможностей бурятского театра и стал для меня художественным открытием того фестиваля. Казалось, этой труппе по плечу самый сложный постановочный материал. И три года спустя на нынешнем фестивале они подтвердили те мои ощущения. Спектакль «Долгин» поразил многослойностью и грандиозностью темы, умным режиссёрским рисунком Сойжин Жамбаловой и специально написанной для спектакля современной и неповторимой музыкой Дахалэ Жамбалова. 

И вот в финале звучат овации, люди разом поднимаются, чтобы непременно аплодировать стоя, а я сижу и не понимаю, где я, ведь только что я побывала в другом мире. Там от меня потребовали серьёзного выбора, там перехватывало дыхание от сложности проблем, тот мир был одновременно новым и страшно знакомым. Но я перевела дыхание, встала и присоединилась к овациям. Какое же счастье прожить целую жизнь в одном спектакле.

Гульнара Коваль

Спектакль «Долгин» (в переводе с бурятского — «Волна») режиссёра Сойжин Жамбаловой Бурятского академического театра произвел неизгладимое впечатление на зал. Продолжительные овации и большое количество зрителей, оставшихся на обсуждение и знакомство с актерами, тому безусловное подтверждение.

Смелость высказывания и эмоциональная подача завораживает и удерживает внимание с первых минут. Основанная на реальных событиях история социального эксперимента, поставленного преподавателем истории, с целью объяснить детям причинно-следственные связи формирования массовых сообществ на примере нацизма и её возникших последствиях, предложена зрителю в таком стильном самобытном формате, что поток сценической энергии временами даже вытеснил страх от происходящего.

Музыкальное сопровождение композитора Дахалэ Жамбалова, выстроенное из череды мощных ритмичных треков, усиливающих атмосферу действия, вызывало, в том числе желание шазамить или добыть их в свой плейлист любыми путями. 

Лаконичная монохромная сценография одновременно проста и ужасающа по смыслу.

Мрачная стена перекрывает сцену, по центру ворота, из которых, кажется, можно уже и не выйти. Парты и стулья. Простые предметы, на которых полученные знания возымеют страшные последствия. Актеры роняют стулья, на спинке табличка «Имя и год», считывается метафора могильного камня. И страшно и круто одновременно.

Пугающая трансформация персонажей из личностей до агрессивной массы, формирующей собственные законы, сыгранная актерами, вызвала очень много внутренних вопросов и перевернула представление о силе собственной личности и о внешних уже сформированных страхах.

Вместо привычного поклона спектакль эффектно завершили пульсирующей синхронной хореографией, чем  усилили и без того нарастающую внутри тревогу от увиденного.

Аделина Леонова

С первых секунд спектакль ошарашивает своей невероятной энергией. В историю втягиваешься быстро. Срабатывает сразу всё – сценические решения, например, наклон сцены, который создаёт особый эффект погружения. Впечатляет, насколько кинематографически может выглядеть пластический рисунок спектакля, подчеркнутый его музыкальной партитурой. Хотя спектакль шёл с переводом, мы скоро забыли об этом. Все стадии от зарождения эксперимента как забавной игры до становления опасной идеологии зал проживал вместе с героями. Основная мысль лежит на поверхности, но при этом для каждого непременно найдутся свои собственные триггеры, которые заставят вспомнить, что общество может поделиться на два вражеских лагеря, и прочувствовать эту ситуацию. 

Евгения Давыденко

«Долгин» удивительно смелое актуальное высказывание о социальном эксперименте в отдельно взятой школе. Учитель, желая преподать своим ученикам урок о зарождении нацизма и фашизма, о способе формирования тоталитаризма, постепенно теряет управление над собственным экспериментом. Все происходящее на сцене сначала кажется малореальным, страшносказочным, к тому же спектакль идет на бурятском языке, что усиливает подобное впечатление. Даже сначала  показалось, что некоторые роли исполняют реальные подростки, настолько правдивы и убедительны были бурятские актёры. И становилось понятно, что увы, это не сон и не страшная сказка. Режиссер Сойжин Жамбалова создала в этой работе целостный и трагический художественный мир, талантливо соединив актёрский ансамбль, впечатляющий видеоряд, самобытную пластику актеров, авторскую музыку Дахалэ Жамбалова и интересное мизансценирование. Соединила так, что до сих пор меня не отпускает сильное впечатление от спектакля. 

Кирилл Краснов 

Первый спектакль в рамках фестивальной программы – «Долгин» Бурятского академического театра драмы. Основной для постановки режиссера Сойжин Жамбаловой послужил роман Тодда Штрассера «Волна». Писатель рассказывает реальную историю, как школьники не поверили в зверства фашистского режима и миллионы убитых людей. Учитель истории решает провести эксперимент по моделированию авторитарного общества в рамках своего класса и показать ребятам, как легко осуществляется манипуляция сознанием в школьном коллективе. 

С наклоненной на зрителя сцену с одиночным партами и огромным задником в виде стены лагерного барака с баскетбольным кольцом — вечным атрибутом школы — актёры словно падают в публику, что позволяет не только лучше видеть происходящее, но и условно считывать сцену как продолжение зрительного зала. Композитор Дахалэ Жамбалов сочинил отличную звуковую партитуру с треками по стилю относящимися скорее к хип-хопу, но впитавших в себя что-то из эпических произведений Вагнера. Саунд-дизайн буквально накрывает своим битом и тянет отбивать такт. Не удивительно, что на такое драйвовое оформление прекрасно легла танцевальная стилистика уличных locking, waving, popping. 

В атмосфере хулиганской школы со всеми ее клишированными задирами, забитыми более сильными сверстниками учениками и, конечно, притягательными девчонками, за внимание которых борются прямо на уроке, разгорается на первый взгляд вполне миролюбивый эксперимент — построение авторитарной ячейки аналога НСДАП. 

Непослушная и шкодливая молодёжь на сцене, как сказали бы, без царя в голове, становится участниками эксперимента, придуманного учителем Беном Россом. Железная дисциплина уничтожает всякие отличия — ребята уравнены и усреднены. И только девочка-отличница и королева класса отстаивает собственную индивидуальность. Неокрепшие умы утрачивают способность критического мышления, и ребята становятся единой безликой массой, облаченной в однообразные черные строгие костюмы с красным значком на лацкане.

Метаморфозы происходят не только с учениками, но и с самим учителем. Он постепенно обретает черты автократа и начинает ощущать себя едва ли не национальным лидером, и вот уже в финальной сцене он по-королевски важно восседает за столом, явно наслаждаясь своей значимостью. Преображение сыграно филигранно. 

Школа начинает походить на настоящий концлагерь, где к беспартийным уже  применяют и методы физического воздействия. Сцена, где просунутые сквозь стену барака и пол десятки рук пытаются схватить взбунтовавшуюся Лори Сондерс, превращается в невероятное и пугающее зрелище. Под давлением родителей и общественности вышедший из-под контроля эксперимент над школьниками и обрывает сам учитель. Ученики прозревают, осознав силу манипуляции, также, как Бен Росс ужасается пьянящей силе фашизма, который примерили на себя.

Диана Сутакова

Спектакль «Долгин» («Волна») Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева основан на реальных событиях.

Основное действие спектакля происходит в школе. Во время урока учитель истории поднимает тему Второй мировой войны, которая вызывает волну интереса у старшеклассников. Тогда он решает провести социальный эксперимент, чтобы дети на своем примере осознали, что людьми можно умело манипулировать.

В ходе эксперимента появляется движение "Волна", которая выходит из под контроля даже у самого учителя истории Бена Росса. Он так упивается своей властью над учениками, что сам напоминает нам Гитлера с идеальными последователями. Зомбированные своим единством, дети стремительно теряют свою индивидуальность. Этой волной смываются границы дозволенного и появляется пена вседозволенности и пелена единства.  

Вскоре Бен Росс под давлением жены, директора школы и родителей «возвращает» детей в суровую земную реальность. Как только волна стихает, мы видим несчастных и обманутых подростков.

В спектакле метафоричными образами выступают оранжевые баскетбольные мячи и воздушные шары, олицетворяющие трансформацию «твердой» веры в «пустую» идею. Интересно разыграна сцена избиения Лори Сандерс. Когда множество рук с отверстий со стены и пола пытаются сломить ее волю к свободе. Также есть отличный видеоряд, напоминающий документальность этого действия и актуальность проблемы искаженного представления об исторических фактах в современном мире. 

В начале хаотичные движения ярких школьников, играющих в баскетбол, на протяжении спектакля обретали синхронность и внешнее единение. Такая нарастающая динамика захватила все пространство зала. Постепенно благодарные зрители плыли на одной волне вместе с артистами и рукоплескали прекрасной команде Буряад театра. Хотелось бы посмотреть другие работы режиссера и автора инсценировки Сойжин Жамбаловой.

Ольга Подкорытова

Поклон после спектакля «Долгин» на Пятом фестивале театров ДВ как отдельное самодостаточное действо стал потрясением для меня.

Публика стояла, кричала на пределе связок общее «Браво», не умолкала долго-долго. Такое с залом не творится из вежливости. Зритель хотел высказаться, выразить все то, что накипало внутри за два с лишним часа спектакля.

Мне показалось, что это одновременно и выпущеный на волю шквал благодарности за пережитую нами и вскрытую общую боль, и метафора к самой теме спектакля - про невозможность докричаться каждому внутри всех.
Ты кричишь свое «Браво», а оно тонет в других голосах, и ты не понимаешь — слышат тебя или нет. И ладони не слушаются — горят, и не звучат так громко, как хочется высказыванию.

Сегодня учили уроки Истории.

История была реальным событием в 1967 году, когда учитель американской школы провел психологический эксперимент над учениками 10-го класса, и за неделю сотворил из умных думающих ребят молодежную группировку по типу национал-социалистической партии Германии.

Когда я впервые прочла об этом эксперименте, то не могла понять, какие секретные приемы давления могли всего за пять дней превратить цивилизованное общество в фашистскую разрушительную силу? Всего за пять дней. Пытали их что ли? Шантажировали? Однако, спектакль «Долгин» легко рушит мою иллюзию относительно прочности гуманистической опоры человеческой природы. «Сопротивление материала» в спектакле растворяется на глазах, в буквальном смысле играючи.

Страшная ситуация эксперимента, который стремительно изменил жизни и представление о самих себе его участников, в спектакле развивается очень подробно, чтобы мы точно не пропустили момент, когда и как именно система выйдет из равновесия. И мы осознаем каждый шаг героев, успеваем, и предвидеть перспективу, и испугаться угла наклона.

Создатели спектакля никуда не спешат, не редуцируют текст, не сокращают сцены — доносят подробно. Но при этом ритм у спектакля сжатый, иногда нервный — ни на секунду не покидает ощущение, что летим в бездну. Очень ценное в театральной практике сочетание.

На глазах люди на сцене превращаются в нелюдей. И зал на поклоне подключается мгновенно, становясь голосом разума, который требует быть услышанным.

Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева — театральное явление, которое способно перепрошить тебя за один спектакль. Даже за один поклон.


Абсолютно невозможно забыть.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.


Назад