автор:
Кирилл Краснов
26 июня 2024
Спектакль прошел на Новой сцене Чехов-центра. Зрители сидели по обе стороны импровизированной комнаты, задником служила до боли знакомая всем стенка советских времен со стеклянными полочками и откидным столиком секретера. Обстановку дополняли синтезатор, микрофонная стойка и ждущий своего звездного часа раскладной стол-книжка. На входе зрителю предложили чай и печенье, артисты пытались создать теплую и домашнюю атмосферу. Вроде бы поначалу получилось по-домашнему уютно, но постепенно это приятное ощущение стало рассеиваться, а причина этого крылась вовсе не в сценическом антураже.
Для меня Бродский — одна из важнейших фигур русской литературы второй половины ХХ века. Его личная боль вылилась в невероятно лиричное и образное поэтическое полотно. Интеллектуальные метафоры и сравнения, которые порой непросто разгадать, в высшей степени точно передали дух времени. Поэт находился на распутье, он пробивал дорогу своему слогу через препоны жесткой цензуры и засилье соцреалистических канонов. Он был голосом того слоя интеллигенции, которая хотела свободы. Отсюда собственно и появилось такое явление как квартирник, этот неподцензурный способ высказаться, глоток чистого воздуха для творческих людей.
Но в спектакле Приморского театра интеллектуал Бродский представлен был прежде всего как откровенный и забавный разгильдяй. Такого рода юмор просто не подходил создаваемой атмосфере. Не та эпоха, не тот подтекст, не тот нарратив. Временами было смешно, а отсылки к нулевым со звуками восьмибитной приставки выглядели интересно, но совершенно неуместно. Сама подборка эпизодов из биографии Бродского в единую картину не сложилась, хотя какие-то отдельные и были любопытными. Не сложилось здесь и целостного образа Бродского-поэта, хотя сама идея делать квартирники для знакомства молодежи с творчеством знаковых поэтов очень хороша. Я бы с удовольствием пошел на квартирник Маяковский, квартирник Довлатов, квартирник Высоцкий. Такие названия звучат круто и многообещающе, но требуют они от артистов безупречной дикции, личностной глубины, актерской свободы, а от режиссера — не бытового, но образного решения действия. Возможно, Приморский театр в будущем и сможет решить столь непростую и важную задачу, создавая новый поэтический спектакль.
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.