автор:
Катарина Лебедева


23 июня 2024

Портал в иной мир и портал в будущее

«Якут, превратившийся в злого духа»

Нюрбинский государственный передвижной драматический театр г. Нюрба, Республика Саха (Якутия)

Режиссёр-постановщик – Заслуженный деятель искусств РС (Я) Юрий Макаров

Сценография – Заслуженный деятель искусств РС (Я) Михаил Егоров

Костюмы – Дарья Тартакынова

Художник по свету – Константин Михайлов

Седовласый дедушка-рассказчик в прологе спектакля вопрошает: «Как стало возможным, чтобы якут начал врать, чтобы превратился в злодея?» Через само действие, свет и цвет, через подробные пластические решения актёрских образов режиссер рассказывает страшноватую историю о том, как память народа тает в героях и умирает душа нации. Сказочный мифологический спектакль создан по мотивам рассказов якутского классика Платона Ойунского почти столетней давности, но весь сосредоточен на дне сегодняшнем.

Пространство сцены заполняют парящие декорации, словно в большом коллаже отображающие многослойность и разнообразие человеческих представлений о мире. Вот раскинулась громада священного дерева, на ветвях которого каждый человек – листик, но корень общий для всех. Вот перед ним опускается огромный крест христианства, а следом – священный бубен шаманизма. Мощная энергетика и самобытная картина мира рождает в спектакле особую театральность, где игровые сценки, иронически стилизующие якутский быт, соединяются с философскими бытийными метафорами. 

Вот молодой улыбчивый герой, отправившийся в поход за счастьем, шутливо примеряется к наряду шамана. А вот артисты пустыми руками имитируют игру на хомусах, но музыка их пуста и не идет от сердца, неискренность губит богатство народной традиции, и вот якут внезапно и с удовольствием меняет национальный инструмент на электрогитару. То же впечатление складывается, когда актриса застывает было в образе Венеры Милосской, но вдруг скульптура оживает только для того, чтобы взять сигарету и закурить. Ощущение натиска инородного, неуместного на большой и прекрасный мир постепенно проступает в спектакле Юрия Макарова. 

И только в твоей голове начинают укладываться правила этого художественного мира, как в следующий момент режиссер вбрасывает в ткань спектакля что-то новое и совершенно неожиданное, как, например, явление пожарного в полном облачении, но с пистолетом наперевес. Что это было? В финале спектакля режиссёр иронизирует над собственным замыслом, одновременно раскрывая его. Так современный мир черным киборгом с бластером, в которого превратился герой спектакля, врывается в историческую память народа и начинает хозяйничать в сознании человечества.

Режиссёр смотрит в будущее с опаской и надеждой, что сберечь что-то непомерно важное всё-таки возможно с помощью бережного отношения к истории и культуре.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.


Назад