автор:
Катарина Лебедева
26 сентября 2024
14 сентября зрители совершили фестивальный променад по Хабаровску. Начался он перформансом-исследованием от проект-театра «Зелёное утро».
Режиссёр Гайа Гайдамакина привезла «Маршруты» из Санкт-Петербурга и «пересобрала» перформанс вместе со студентами Хабаровского государственного института культуры. Парк Муравьёва-Амурского, как историческое сердце города, стал местом исследования времени, любви, жадности и человека в этих явлениях. Пространство было ограничено чёрным полотном, по которому рассредоточились, бездействуя, исполнители с чемоданами в руках. В наушниках у них зазвучали команды (как выяснится позже) и в парке началось движение городской жизни. Под живой аккомпанемент скрипка-фортепиано музыканта-композитора Дениса Рихтера люди спешат на работу, едут в метро, торопятся, встречаются и расстаются, отчаиваются, теряются. И пока каждый идёт своим маршрутом, секунды сыплются вполне реальным песком из чемодана, отмеряя положенное каждому время. Песок застилает чёрное полотно почти полностью. Теперь у зрителей есть возможность испытать на себе пространство перформанса и наушники вместе с чемоданами передают желающим из толпы. На площадку опасливо, но с интересом выходят очень живые, трепетные и честные незнакомцы, которые теперь улыбаются друг другу, обнимаются, объединённые необычными обстоятельствами перформанса «Маршруты». И вот, песчинки под ногами уже не кажутся измельчённой временем горной породой, к ним хочется относится как к чему-то, что не имеет цены, потому как бесценно.
На берегу Амура, под лучами закатного солнца, зарываясь босыми ногами в песок сотворили пластический перформанс «Письма Пенелопы» танцовщики студии современной хореографии «Мираж» режиссёр, руководитель студии – Виктория Комбарова.
Пластический памятник верности. Стройная, извивающаяся как змея Пенелопа плетёт полотно из красных нитей, плетёт свой танец горечи от разлуки с любимым.
В перформансе «Письма Пенелопы» множество повторяющихся мизансцен и действий, снова и снова будто во сне, каждую ночь Пенелопа расплетает полотно красных нитей погребального савана для мужа, сшитое за день. В надежде, что настойчивые женихи, от которых уже нет возможности откупаться, позволят ей ещё побыть верной преданной женой своего мужа. Однако противоречивый образ Пенелопы в различных версиях мифа об Одиссее подчеркнут здесь выбором исполнительницы главной роли и её одеяния, она рыжеволосая, пленительная особа в обтягивающем чёрном комбинезоне. Группа девушек-танцовщиц, почти таких же, как она юных и связанных ожиданием, но в более скромных образах (поверх чёрных комбинезонов у девушек юбки до пола) плетут с ней вместе полотно-танец, словно бы становясь продолжением гибких переплетающихся нитей.
«Письма Пенелопы» — эпическое высказывание в пластическом и музыкальном содержании о странной судьбе женщины, которая искренне жаждет только одного — ускорить время и дождаться возвращения мужа.
«… А нити вьются, пряжу Пенелопа
Все так же распускает по ночам…»
Отрывок «Письма Пенелопы», Екатерина Кондратьева Лукьянова
Место действия следующего перфомативного исследования находилось у здания ТЮЗа. Сумерки опустились на Хабаровск. Вдоль центрального входа в театр выстроилась масса желающих бесцеремонно заглянуть в чужие окна. Но режиссёр Ольга Подкорытова всем дала на это официальное разрешение. Смотреть жизнь, случающуюся в окне и видеть собственные переживания, воспоминания и тревоги. Фокус внимания делает из обыденности — событие утверждает создатель перформанса «Чё делаешь?».
Окно кофейни, за столиком таролог проводит сеанс с молчаливой клиенткой. Окно жилого дома, где в уютной квартирке мать старается создать праздник для сына-именинника, получить хоть немного его внимания, но тот всецело увлечён компьютером. А вот, кто-то узнал себя в сцене из супружеской жизни на кухне – отставив тренажёр в сторону и заручившись в этом деле поддержкой мужа она делает бутерброд с колбасой, сыром и майонезом на двоих, они смеются над собой и что-то важное ощущается в этом моменте рутинной, но такой знакомой простой реальности. Всё близко и понятно без слов. И зрители, вытянув шеи, забравшись повыше, перемещаясь от одного окна к другому увлечённо наблюдали за жизнью в окнах.
Жизнь сама по себе лучший режиссёр волшебного неповторимого спектакля, происходящего с нами и вокруг нас каждую секунду, нужно только вовремя включить в себе внимательного чуткого слушателя и наблюдателя.
Завершился фестивальный вечер лирической фантазией в звуках и образах «Амурские сны» режиссёра Петра Нестеренко. Концерт-посвящение Леониду Енгибарову.
Огоньки свечей-лампочек отбрасывают блики на стены, голос скрипки Дениса Рихтера разносится эхом в прохладном вечернем воздухе. Ощущение таинства свершающегося перед нами действия, атмосфера в которой хочется притихнуть, закрыть глаза и слушать. Глаза невольно замечают тень в окне жилого соседнего дома, под звуки спектакля «Амурские сны» мать качает на руках младенца. Это жизнь, идущая своим чередом, строит собственный слой спектакля.
Артисты ТЮЗа по очереди выдходят к микрофону в центре площадки и открывают нам то, что сокрыто в текстах Енгибарова. Поразительно простым и трогательным кажется монолог «Зонтик», в исполнении Елены Колесниковой — «…И зонтик – это прекрасный дом, очень уютный для двоих…» о противостоянии разума и сердца. Режиссёр сочетает новеллы Енгибарова так, что своим разнообразным настроением они создают в сознании слушателя объёмный, трогательный образ творца-философа, мыслителя, лирика. После каждой ощущение трепета от ценной, близкой и ясной мысли, музыка текста действует, органично переплетается с музыкой композитора Дениса Рихтера.
«Амурские сны» — своеобразная исповедь, в ней связаны между собой волнения лирических героев новелл, личные и честные внутренние переживания артистов, тонкий, но точный дух режиссёрского присутствия и что-то ещё незримое, но явственное, стоящее рядом у дрожащего дыхания свечи.
Фестиваль уличных искусств показал, что город с его ландшафтом может стать не только действующим лицом, но и участливым сотворцом. В доказательство тому постарался прирождённый художник уличного искусства и подарил перформансу «Письма Пенелопы» пламенный закат. Хабаровский фестиваль уличных искусств «ОТАМУРА» — молодой, эмоциональный, свободный от привычного.
Фотографии Анны Колесниченко