автор:
Елена Кищик


13 августа 2024

Эскиз «Войцек»: лунный свет в цирке безумия

Образовательный интенсив «Блиц-театр» – уникальный и необычный опыт для всего российского театрального сообщества.

Лаборатории, которые были созданы в ходе него, стали кратчайшим путём к новым творческим открытиям и позволили выйти за рамки традиционного репертуара, принося свежий взгляд на современное театральное искусство. 

Такой формат работы позволил всем участникам получить ценный опыт совместного творчества, погрузиться в увлекательную работу над материалом и развить свои актерские и режиссерские навыки. Кроме того, «Блиц-театр» дал возможность обменяться опытом с коллегами из разных городов России.

Участники программы меньше чем за неделю под руководством приглашенных режиссеров подготовили четыре эскиза спектаклей: «Площадь защитников неба» Дмитрия Ретиха, режиссер – Алексей Мартынов; «Тетя Мотя» Ольги Никифоровой, режиссер – Александр Карпушин; «Наши» Сергея Довлатова, режиссер – Игорь Лебедев и «Войцек» Георга Бюхнера представил режиссер Александр Золотовицкий.

28 дальневосточных артистов лишь за несколько дней до начала работы над эскизами узнали свое распределение – к каким режиссерам и на какие пьесы они попадут. Приходилось все делать быстро – учить текст, запоминать мизансцены и, конечно, быстро привыкать и принимать друг друга.

Но, несмотря на сжатые сроки, режиссерам удалось создать не только рабочее пространство для творческого поиска, но и очень интересные эскизы. Получились по-настоящему энергичные, экспрессивные произведения. А уж родятся ли из них полноценные спектакли, покажет время. 

«В лаборатории есть возможность «вытворять все что угодно», не боясь быть непонятым или осужденным, поскольку это среда, специально созданная для экспериментов, – поделилась актриса Хабаровского театра драмы Яна Дзюнковская. – Если не здесь и сейчас, то когда еще можно позволить себе такую свободу творчества?»

Один из эскизов на основе незаконченной пьесы «Войцек» немецкого поэта и драматурга Георга Бюхнера был поставлен режиссером Александром Золотовицким.

Созданная в 1837 году пьеса «Войцек», которая считается лучшим сочинением Бюхнера, привлекает внимание самых известных мировых режиссёров уже два века. Этот сюжет о маленьком человеке, задавленном средой, основанный на реальной истории цирюльника, убившего свою жену из ревности, давно получил широкую известность и был адаптирован в опере, балете и кинематографе.

В фильме Вернера Херцога 1979 года эта тема стала глубоким философским размышлением о природе человека, о страданиях и человеческом достоинстве. О том, как Франц Войцек, простой солдат, в исполнении культового немецкого актёра Клауса Кински, зажатый в тиски бедности и несправедливости, постепенно погружается в пучину безумия, не находя выхода из своих страданий.

В этой экранизации режиссёр рисует гротескные картины, которые вызывают в нас тревожные предчувствия скорой беды. Гримасы страдания искажают лицо героя. Он слышит голоса, зовущие к убийству. А его взгляд полон боли и ярости, словно Войцек вот-вот взорвется, выплескивая наружу все накопившееся напряжение.

На российской театральной сцене пьеса была поставлена неоднократно. Спектакль «Войцек» входит в цикл «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях», посвящённый 100-летию Вахтанговского театра. Кирилл Серебренников представлял «Войцека» в Театре Наций в рамках одного из фестивалей «Территория». А ещё в 1997 году в театре им. Ленсовета Юрий Бутусов в своей постановке пьесы создал мир, где переплетаются трагедия, безумие и поиски смысла. 

В спектакле Бутусова образ Франца Войцека воплотил на сцене актёр Михаил Трухин. Его Войцек – это сгусток нервной энергии, загнанный в угол зверь, с пронзительным взглядом затравленных глаз. Под тонкой белой тканью рубашки напряжены мышцы, а внутри клокочет невыносимая боль и злость на весь мир. И в то же время в его игре сквозит какая-то надломленность, ранимость, искренняя человечность. Войцек Трухина – это не просто безумный убийца, а трагический герой, раздавленный жестокой действительностью. Его финальный срыв воспринимается не как торжество зла, а как последний крик измученной души, взывающей о помощи.

Режиссёр Александр Золотовицкий в своем эскизе пьесы «Войцек» на Фестивале театров Дальнего Востока показал эту трагическую историю во всей её мрачной и пугающей красоте. Мы становимся свидетелями спектакля – ночного кошмара, безумного циркового представления.

Безропотный, тихий Войцек в исполнении артиста Чехов-центра Ильи Романова – клоун и всеобщее посмешище, который принимает все унижения и издевательства окружающих. С ним проводят опыты, устраивают шоу, препарируют «на живую». В темном цирковом мире капитан, доктор, даже Мария – все надевают на него клоунский нос. 

Самим собой Войцек становится только рядом с Марией, освобождаясь от клоунского обличия. На фоне этого жестокого балагана образ Марии – нежной и хрупкой, словно луч света во тьме. Но её голос тоже тонет в оглушающем хоре безумия, что звучит вокруг.

«Я безумно рада, что мне удалось попасть именно в пьесу «Войцек» и поработать с режиссером Александром Золотовицким, – призналась актриса Яна Дзюнковская, исполнившая роль Марии. – Интересное решение пьесы, интересный режиссер. Грим, костюмы, свет – все было проработано до мельчайших деталей».

И действительно, работа всей команды над визуальной составляющей постановки позволила создать уникальную атмосферу, где лунный свет подчёркивает каждую эмоцию, каждое движение актёров.

Создание этой, продуманной до мельчайших деталей, световой картинки – заслуга куратора художников по свету Дмитрия Зименко и участника еще одного образовательного фестивального интенсива «Ярче, громче!» – Прокопия Федорова. Эта профессиональная работа, требующая большого мастерства, действительно впечатляет. 

Как и экспрессивный танец актеров, который стал еще одним ярким и запоминающимся элементом «Войцека». Энергия и динамика танца выразительно дополнили и усилили общий художественный замысел эскиза. Капитан, доктор, тамбурмажор, Мария и, наконец, сам Войцек – все они кружатся в безумном танце, словно одержимые дьявольскими силами.

Хотя в этой постановке как раз Франц Войцек меньше всех похож на сумасшедшего. Его спокойный, уравновешенный тон не выдает никаких признаков безумия, в отличие от окружающих его персонажей.

В финале Франц, узник своего кошмара, сам надевает на себя клоунский нос и принимает правила этой абсурдной игры. Он лишает себя единственного света жизни – убивает Марию. Лунный свет тускнеет над ее безжизненным телом, но только так Войцек впервые становится художником своей судьбы, режиссером этого мрачного представления, способным на свободный выбор и действие.


Назад